23081

Почему в Беларусь не спешат многие популярные бренды?

№ 37 от 12 сентября 2012 года 12/09/2012

Давно не секрет, что многие товары в соседних странах можно купить гораздо дешевле, кроме того, некоторые торговые марки к нам просто «не возят». К тому же шоппинг там можно совместить с приятным отдыхом в кафе и ресторанчиках, которые встречаются на каждом шагу.

Известные мировые бренды давно освоились в Москве, Киеве, Астане, и только в Минске их по-прежнему не увидишь. Конечно, причин этого немало, и одна из них заключается в том, что в Беларуси не развит один из самых востребованных инструментов расширения сетей – франчайзинг.

Франчайзинг – это система построения сетевого бизнеса. В этой системе одна сторона – франчайзер – предоставляет другой стороне – франчайзи – право использовать свое имя, технологии, секреты производства, а франчайзи за пользование таким правом выплачивает франчайзеру часть своего дохода.

Многие мировые сети используют франчайзинг для открытия торговых точек в других странах. В этом случае новую торговую точку под известным брендом открывает самостоятельный предприниматель, который использует опыт, знания и стандарты, накопленные владельцем сети. При этом предприниматель обладает знаниями об особенностях работы в своей местности. Это позволяет открывать торговые точки с высокой скоростью на различных территориях.

Кроме того, товары в магазинах франчайзинговых сетей, как правило, дешевле, чем в магазинах, не входящих в сеть. Это происходит потому, что компаниям-производителям франчайзинг дает возможность сконцентрироваться на планировании и развитии производства, не вкладывая прямых инвестиций в открытие новых точек. Кроме того, франчайзинг позволяет сети экономить за счет эффекта масштаба.

В мире  франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов ведения бизнеса. Франчайзинговые сети успешно работают в Европе и США, а в последнее десятилетие бурно развиваются и в России, Украине, Казахстане.

Мы отстаем

Беларусь же пока выпадает из общих тенденций, рассказала «АиФ» ведущий специалист по франчайзингу Александра ПЕТКЕВИЧ. За всю историю в республике заключали договоры франчайзинга лишь 37 франчайзеров, из которых только 17 были иностранными брендами. Из известных брендов в Беларуси работают франчайзи под ТМ Вианор (розничная торговля), KPMG (консалтинг), Штолле (общественное питание), Opinions (розничная торговля), TGIFriday’s (общественное питание), Tom Tailor (розничная торговля). Чуть более 50% всех договоров заключены в сфере розничной торговли, 20% всех договоров – в сфере услуг для бизнеса, 19% - услуг для населения, и лишь 5% - в сфере общественного питания.

Основная причина низкого интереса франчайзинговых сетей к Беларуси заключается в том, что законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в нашей стране появилась только в 2005 году. К этому времени торговые сети и сети общепита с мировыми брендами уже вполне освоились на рынках соседних стран. Беларусь же осталась новым, неизвестным и закрытым рынком с неочевидным потенциалом.

Решение проблемы видится в повышении предпринимательской активности самих белорусов. Начиная собственный бизнес, предпринимателю целесообразно оценить и возможность начала своего дела под уже известным брендом.  Франчайзинг, конечно, не гарантирует 100% успеха, но сильно повышает шансы на этот успех, снижая почти все риски, связанные с началом бизнеса.

Хотелось бы, чтобы приход в страну франчайзинговых сетей с известными брендами позволил изучить и внедрить передовые успешные технологии, повысил доверие и лояльность потребителей, дал возможность покупателям тратить заработанные деньги в своем городе.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно