Мода, подобно зеркалу, в любой стране отражает дух времени и состояние народа. И Советский Союз не стал исключением. Хотя часто говорят, что в СССР моды не было вообще, однозначно можно сказать, что красиво одеваться, ухаживать за собой женщины хотели всегда вне зависимости от эпохи.
ХХ век - это время стремительного развития моды. Если раньше на протяжении почти целого века модными были практически одни и те же фасоны, то в прошлом веке в каждом десятилетии появлялось абсолютно новое направление моды.
Как одевались наши мамы и бабушки и какой косметикой пользовались советские женщины, читательницам «АиФ» рассказала руководитель мастерской имиджа и художественного образования L'ATELIER DE L'IMAGE, стилист и коллекционер Татьяна АНЮКОВА.
Стиляги и хиппи
Последние веяния моды до СССР доходили с опозданием. Модная индустрия у нас развивалась не так бурно, как в Западной Европе, но все же двигалась вперед.
Жестяной футлярчик от косметического крема "Ликодермин" СССР, середина 20-х годов XX века. Крем изготовлен на госфабрике высшей косметики ТЭЖЭ - бывшей парфюмерной фабрике "Брокаръ". в 1930-е годы покупательницы спрашивали: "А есть у вас духи ТЭЖЭ?", "А крем ТЭЖЭ?" |
Во время Великой Отечественной войны женщины наравне с мужчинами работали для нужд фронта. Голод, разруха - людям было не до нарядов. Да и большинство швейных фабрик, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму. Однако женщины все равно старались выглядеть модно. К примеру, поверх своих перешитых ситцевых платьев в цветочек они надевали перелицованные мужские пиджаки: в моде были широкие плечи и длина платья до колена. были трендом, Также женщины того времени красили губы в красный цвет и сооружали валик над лбом.
Послевоенная мода в СССР напоминала западную в тот же период времени. Страна заполнилась трофейными вещами. Советские труженицы заново почувствовали себя женщинами. Умелые швеи перелицовывали старую довоенную одежду на новый «заграничный» лад.
Когда жизнь стала потихоньку налаживаться, женщины начали уделять больше внимания своему внешнему виду, в моде появился намёк на женственность и сексуальность. 50-е годы - это единственное десятилетие, когда женщины носили ансамбли: костюм или платье, к которому подбирались сумочка, туфельки, шляпка, перчатки. Все вместе составляло цельный образ и по раздельности не носилось. Заметным штрихом к образу того периода были перчатки.
В СССР в 50-е годы появляются стиляги. Советский человек, находясь в изоляции, сам выдумал этот модный тренд. Ведь в мире такого не было.
В 60-е годы в западном мире бушевала культурная революция. Элвис Пресли, «Битлз»... В моде, как и в музыке, – свобода во всем. А в СССР началась хрущевская «оттепель». Спортсмены, артисты, дипломаты стали выезжать за границу. Они возвращались не только с впечатлениями от жизни «загнивающего» Запада, но и с товарами на продажу.
Карандаши для глаз и губ. Прежде чем приступить к мэйк-апу, их надо было послюнявитью 1969 г. |
Накал «холодной войны», гонка вооружений, непроницаемый «железный занавес», комсомольские стройки Страны Советов – все это 70-е. Часто это время называют «десятилетием безвкусицы». Советские женщины носили юбки макси, миди, мини, в одежде царили цветочные узоры, «летящий» покрой. Юбка-трапеция, брюки клёш, водолазки, которые были в гардеробе у каждой, - все это родом из 70-х. Каждая модница также мечтала иметь обувь на высокой платформе. Популярным был яркий макияж.
Такие туфли на огромной платформе носили в 1960-х годах. |
80-е годы полностью открыли дверь в мир мировой моды для советских людей. Самой характерной чертой женской моды 80-х годов был акцент на плечах. На пике - буйство красок, причем во всем: в одежде, обуви, макияже. Мода 80-х требовала гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Невообразимые начесы щедро поливались лаком для волос так, что волосы буквально становились твердыми на ощупь.
Непростые и богатые на перемены 90-е были ознаменованы распадом Советского Союза, окончанием «холодной войны», открытием границ. В те сложные времена люди одевались кто во что горазд. Все хотели выделяться, но большинство попросту не знали, как делать это правильно и со вкусом. Да и обширный гардероб мало кто мог себе позволить. В первой половине 90-х разноцветные лосины, спортивные костюмы, джинсы-варенки, кофточки из ангорской шерсти носили почти все. Но при всём буйстве красок в 90-е появилась мода на минимализм, классический стиль одежды. Цветовая гамма костюмов была неяркой, предпочтение отдавалось чёрному цвету и однотонным тканям пастельных тонов.
Что касается моды в ХХІ веке, то здесь как никогда актуально выражение «все новое – хорошо забытое старое». Модельеры почти не создают ничего революционного – лишь используют накопленные за десятилетия и даже века идеи.
Быть не как все
Моду для советских людей диктовал легпром. Даже если модельеру удавалось разработать какой-то интересный фасон, то после многочисленных согласований и вмешательств художественных комиссий в конце концов он порой не узнавал свою же модель. Тогда гнались за количеством, а не за красотой. Советский легпром планировал на пятилетку вперёд, и ему было не до модных тенденций.
Но мода все равно просачивалась к советским людям. Всегда находились те, кто не хотел быть как все. Люди стали чаще бывать за границей. Привозили вещи, модные журналы. К слову, для советского гражданина заграницей считались даже Польша, Венгрия, Болгария.
Знаменитый журнал «Бурда» на долгие годы стал законодателем мод для многих женщин. Его бережно хранили и передавали по цепочке. Татьяна Анюкова вспоминает, как в перчатках перерисовывали через копирку выкройки модных вещей.
В СССР самыми популярными словами были «дефицит» и «нарваться». Если в магазине появлялся какой-то товар, представляющий интерес, молниеносно выстраивалась очередь, и партия раскупалась в считаные часы. А многие хорошие вещи часто просто не попадали к покупателям - расходились по знакомым и родственникам продавцов. У людей были деньги – но купить было нечего.
С обувью вообще было туго. Хорошие туфли или сапоги были, как и все остальное, дефицитом, да и стоили недешево. Поэтому на ногах советских женщин часто можно было увидеть грубые тяжеловесные модели. Те, кто имел возможность выезжать за границу, привозили обувь и для себя, и на продажу и продавали значительно дороже. Для сравнения - при зарплате в 120 рублей женщина покупала австрийские сапоги за 180 рублей.
Советский мейк-ап
Такая же ситуация была с косметикой и парфюмерией. Выбор советских товаров красоты был очень ограничен. Наши мамы и бабушки помнят те времена, когда даже лак и гель для волос было сложно купить.
Ровный тон лица советской женщине обеспечивал легендарный тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода». Он ложился на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Подчеркнуть выразительность взгляда помогала тушь в брусочке. Она всегда была сухая: в нее плевали, и она снова была «в строю». О компактной пудре советская женщина могла только мечтать. Поэтому пользовались рассыпчатой пудрой «Бархатистая», «Театральная», «Красная Москва», «Фиалка». Тени в советские годы были на вес золота. По большому «блату» можно было достать польские. Совсем удача – «нарваться» на немецкие тени.
Советские женщины пользовались рассыпчатой пудрой для лица. Выбор оттенков был ограничен. Основной ингридиент такой пудры - тальк. Сейчас многие специалисты считают, что тальк вреден для кожи. |
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о парфюме. Выбор духов был значительно шире, чем ассортимент декоративной косметики. Самыми популярными духами Советского Союза были «Красная Москва». Позже на рынке появилась косметика «Дзинтарс». Знаменитые «Шанель №5» могли достать мизерное количество дам. По большому «блату» и втридорога можно было побаловать себя духами «Клима» и «Черная магия» от Lancôme, «Опиум» от YSL и «Фиджи» от Guy Laroche.
Но уже в конце 80-х – начале 90-х годов рынок оказался завален самой разнообразной косметикой дешевых марок, поэтому создать модный образ стало значительно проще.
На фото вещи из ретро-галереи «Красота и мода ХХ века» Татьяны Анюковой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть