Уже несколько месяцев автомобилисты живут по новым правилам: теперь работники диагностических станций руководствуются Техническим кодексом установившейся практики «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения технического состояния транспортных средств» (ТКП 309-2011 (02190).
По идее новшество должно было облегчить жизнь и тех, кто ездит на авто, и тех, кто проверяет техническое состояние «железных коней»: сейчас при обнаружении незначительных недостатков, которые напрямую не влияют на безопасность дорожного движения, автовладелец может получить заключение «соответствует с замечаниями».
Но, как показывает практика, предела совершенству нет и некоторые нюансы требуют доработки. О чем именно идет речь, «АиФ» поговорил с начальником производственно-технического отдела республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» Василием АВЕРКОВЫМ.
- Разрабатывая новый документ, специалисты УП «Белтехосмотр» и республиканского унитарного предприятия «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» постарались максимально приблизить его к европейским нормам, предусматривающим возможность устранения незначительных дефектов технического состояния транспортного средства силами автовладельца без повторного визита на диагностическую станцию, - подчеркнул Василий Иванович. - Например, в случае неработоспособного состояния менее 1/3 светоизлучающих диодов, используемых в качестве источника света для передних и задних габаритных фонарей и сигналов торможения, транспортное средство будет признано соответствующим установленным требованиям с замечаниями, и устранение этих замечаний целиком ложится на совесть автовладельца.
Вместе с тем автовладельцы обращают внимание, что аналогичный подход можно было бы применить и к осмотру других источников света, например, используемых в фонаре освещения заднего регистрационного знака. Согласитесь, что неработающая лампочка фонаря освещения заднего регистрационного знака при сохранении общей работоспособности прибора - не повод для признания транспортного средства не соответствующим установленным требованиям и повторного визита на станцию. Постараемся учесть это в новой редакции документа.
4 замечания
- Давайте уточним: в соответствии с действующим ТКП, сколько замечаний может получить автовладелец, чтобы его не «завернули» с техосмотра?
- Четыре замечания. Если их будет пять, то они автоматически превратятся в «несоответствие», и автовладельцу придется после их устранения повторно приехать на диагностическую станцию.
Вы можете сказать: вот уедет автовладелец с четырьмя замечаниями, и никто не будет знать, исправил он их или нет. Но мы все-таки склонны доверять автовладельцам и надеемся, что в будущем необходимость тотального контроля отпадет и люди будут сами проявлять сознательность: если лампочка не горит, то он вставит новую, а не продолжит ездить с неисправной.
По этому поводу хочу процитировать выдержку из одного европейского документа относительно незначительных дефектов, обнаруженных в ходе контроля за техническим состоянием транспортного средства: «проведение повторного осмотра транспортного средства не требуется, поскольку можно с полным основанием полагать, что выявленные дефекты будут безотлагательно устранены владельцем».
Мы полностью разделяем данную точку зрения, что и подчеркнули в ТКП.
Что касается возможного неустранения или неоперативного устранения автовладельцем выявленных в ходе гостехосмотра замечаний, то время покажет, можем ли мы в принципе равняться на дисциплинированных водителей Европы.
Не сможем - будем возвращаться к прежним схемам или совершенствовать ТКП, делая его более «зубастым» по отношению к нерадивым автовладельцам.
Возможно, что когда-нибудь по аналогии с Россией диагностическая карта станет неотъемлемой частью документации водителя и будет информировать ГАИ о скорости устранения выявленных замечаний.
Стало понятнее
- С выходом ТКП процедура гостехосмотра стала гораздо понятней для автовладельцев, - отметил Василий Аверков. - Ушли на второй план десятки документов, ранее действовавшие в сфере гостехосмотра. Сегодня владельцу нужно ознакомиться только с требованиями ТКП - и он будет полностью «вооружен» перед процедурой гостехосмотра.
Очень важно и то, что если раньше при признании транспортного средства не соответствующим установленным требованиям указывался только элемент транспортного средства, в состоянии которого выявлено нарушение, то теперь – конкретный пункт ТКП.
Сверх указанного перечня несоответствий и замечаний работник диагностической станции ничего выдумать не сможет.
- Считается, что в Беларуси техосмотр жестче европейского?
- Я бы сказал, что наша процедура прохождения техосмотра более дотошная. Если в европейских странах требования к техническому состоянию машины рассматриваются через призму безопасности движения и основное внимание уделяется состоянию тормозных систем, рулевого управления, внешних световых приборов, безвредности для экологии, то у нас в ходе гостехосмотра много сил и времени уходит на проверку элементов и условий, которые в Европе при проведении гостехосмотра считаются необязательными. Это прежде всего относится к необходимости проверки наличия и состояния знака аварийной остановки, медицинской аптечки, огнетушителя, противооткатных упоров, состояния покрытия кузова, наличия наклеек и изображений и т.п.
Европейский техосмотр жестче нашего по отношению к транспортным средствам, представляющим реальную угрозу для безопасности дорожного движения. Так, в случае выявления дефектов, которые создают прямую угрозу безопасности дорожного движения, транспортное средство сможет покинуть место проверки только на эвакуаторе. К сожалению, у нас транспортное средство покидает станцию независимо от полученного заключения.
Что изменилось
Наклейки. В соответствии с требованиями п. 194.13 Правил дорожного движения запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, предусмотренных в приложении 5 к настоящим Правилам, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю). Это вызывало большие нарекания со стороны автовладельцев, не понимающих, как небольшая наклейка может оказывать влияние на безопасность дорожного движения.
В ТКП мы по согласованию с ГАИ МВД дали определение, что же нужно понимать под внешне видимыми наклейками: «внешне видимыми наклейки (изображения) считаются в случае, когда их содержание (надпись) различается с расстояния более 10 м при естественном освещении и расположении глаз наблюдателя на уровне 1,6 м от уровня опорной поверхности».
Повреждения. ПДД запрещают участие в дорожном движении авто со значительными внешними повреждениями деталей кузова (кабины), окраски транспортного средства. Определение степени значительности повреждений являлось камнем преткновения между автовладельцами и работниками диагностических станций.
ТКП «разрулил» ситуацию, отнеся к значительным повреждениям окраски отсутствие покрытия на внешне видимом участке кузова (кабины) транспортного средства, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм, или на трех и более таких участках, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 20 мм.
Что касается понятия «значительные повреждения деталей кузова (кабины)», то под ним понимается наличие участка кузова со сквозными механическими или коррозионными повреждениями и вмятинами, позволяющего вписать в него окружность диаметром 100 мм, или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть