Два моих приятеля в тридцатипятиградусные морозы решили завести старую Lacetti, чтобы отправиться в далёкое путешествие на Среднюю Волгу на рыбалку. Сколько они ни крутили стартёр, машина не хотела выдавать приличную искру, и двигатель, схватившись, сразу глох. Затем прибыл сосед на джипе и помог «прикурить». Автомобиль задёргался, коленвал закрутился, из трубы потёк едкий дым, но машина через несколько секунд глохла. Ребята не унимались, а небольшие почихивания мотора их только раззадоривали. Мол, вот сейчас крутанём посильнее — и поедем. В итоге запахло жареным. В буквальном смысле, из-под капота.
«Эпоха карбюраторных автомобилей с невозмутимой системой подачи топлива прошла, — рассказывает технический эксперт CarFix Олег ЧИРКОВ. — Автомобили перешли на впрыск ещё в середине девяностых, и неосторожное „прикуривание“ способно наделать бед как для донора, так и для пациента».
Раньше карбюраторные моторы имели незамысловатые катушки зажигания и генераторы, регулировались одной отвёрткой и выдавали клубы едкого дыма. С переходом на стандарт Евро-2 смесь стала готовить электроника по сложному рецепту с информацией от электронных датчиков. Блок управления ведёт расчёты и регулирует подачу воздуха в топливо. Генератор реагирует на нагрузку, выдавая более сильный ток. Сотни метров проводов опутывают машину изнутри, и из-за экономии всё подключено с минимальным запасом. Если раньше водители директорской «Волги» могли перебросить провода с «КамАЗа» и крутануть, то теперь при такой операции рискуешь получить дым не из трубы, а из-под капота.
Нередки случаи, когда автомобилисты сжигают предохранители, реле генератора или даже блоки управления. Такая история случилась на моей памяти с Toyota RAV4. К примеру, добрый человек помог страждущему оживить умершую «шестёрку», а сам встал на прикол. Пришлось менять электронные "мозги", а они нынче дороги.
В эпоху электроники каждая машина имеет свой алгоритм запуска. К примеру, где найти штатное место для массы? С ходу его не обнаружишь, под капотом везде пластмасса, резинки и кожухи. Прицепить «крокодильчик» к кузову непросто. Кроме того, необходимо строго соблюдать последовательность подключения проводов и их полярность. Если перепутать плюс с минусом, то будет большой бум. Ряд производителей вообще запрещают «перекуры» с друзьями и даже грозятся лишить гарантии при проблемах с электрикой. Поэтому «прикуривание» уже выходит за пределы нормированных правил. Каждый действует на свой страх и риск.
Если же решились, то провода лучше брать без «крокодилов», площадь контактов которых минимальна, а с клеммами для максимального обхвата. Чем больше сечение, тем току вольготнее.
Автомобиль донора перед «прикуриванием» лучше глушить, а не газовать со всей силы для помощи процессу. Дело в том, что при нагрузке умный генератор донора компенсирует ток и добавляет мощности, обеспечивая заряд батареи. Чужой автомобиль, включённый в бортовую сеть донора, — это всегда гигантский потребитель. Генератор донора напряжётся, все силы направит на восполнение утрат и будет биться насмерть, пока не спалит реле. Скачки напряжения очень опасны для электроники, тем более корейской или японской, рассчитанной на долгие годы здоровой жизни и не приспособленной к подобным издевательствам. Кроме того, нельзя допускать соприкосновения кузовов автомобилей или переброшенных между ними открытых проводников.
При выключенном моторе донора исправный аккумулятор питает только чужую бортовую сеть. От своего автомобиля его лучше отключить, сбросив клеммы. По сути, это уже не классический способ «прикуривания», которым пользовались наши деды, а временная замена аккумулятора с подзарядкой старого в одной цепи. Надо помнить, что этот финт приведёт к обнулению настроек электроники у донора и к другим мелким проблемам с бортовыми системами. Именно поэтому автопроизводители при обилии опций на новых машинах запрещают помощь на дорогах. В их системе координат для этого имеются специальные дорожные службы.
«Из-за скачка напряжения может выйти из строя всё, что угодно, — продолжает Олег Чирков. — Поэтому перед „прикуриванием“ неплохо изучить описание сразу двух автомобилей: как донора, так и пациента». Иначе возможны ситуации, когда какой-нибудь неопытный водитель просто открывает капот своей новенькой «Короллы» и передаёт инициативу в руки владельца старой «шохи», даже не слышавшего об электронных "мозгах".
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть