Ошибки в управлении делятся на две большие группы. Это неправильное торможение и действия рулём. Частенько можно видеть ситуацию, когда автомобиль практически на ровной дороге идёт юзом и толкает соседа спереди. Или на большой скорости вдруг встаёт боком, потом закручивается волчком и улетает в кювет. Если повезёт, то удаётся избежать контакта со встречкой. Таких сюжетов видеорегистраторами записано масса. Какой же физический закон заставляет двухтонный автомобиль выделывать странные пируэты?
Никакого закона нет, кроме инерции и низкого сцепления колёс с поверхностью. В остальном машину выбивают из стабильного состояния сами водители.
Не полагайтесь только на АБС, «выключив» свои ощущения
Зимой скользкая дорога не столь опасна, как микст. То есть участки одной полосы с разным покрытием. К примеру, половина расчищена грейдером до асфальта, а другая обледенела до блеска. Если одно колесо стоит на твёрдом покрытии, а другое на льду, то при торможении есть риск попасть впросак. Одна сторона машины цепляется за асфальт, а другая пролетает, возникает поперечный крутящий момент, и кузов ведёт в сторону. Даже у новых машин шараханье пугающе, не говоря уже о многолетках без АБС. При экстренном торможении, к примеру, перед неожиданно выскочившим пешеходом или машиной, автомобиль пылит покрышками и резко забрасывает корму. Исход дела зависит от скорости и навыков водителя. Если повезёт, то машину можно остановить на обочине, где снега побольше, да и колесам есть, за что зацепиться.
Чего нельзя делать в таких случаях? Паниковать! Важно научиться чувствовать автомобиль и имитировать работу АБС. Нельзя плотно наваливаться на педаль всем телом при малейшей опасности. Приучайте себя дозировать усилие. Удар и расслабление, нажал и отпустил. Чем быстрее, тем лучше. Так до сих пор поступают раллийные гонщики. Даже с АБС биение по педали оказывается эффективнее электроники. Колеса не успевают блокироваться, проворачиваются, и машина остаётся управляемой. Её можно направить в безопасную сторону.
Не выкручивайте лихорадочно руль, не понимая положения колес
Современные модели имеют достаточно грамотные компоновки с выверенной развесовкой. Машины сами по себе уже не идут юзом и не преподносят сюрпризов без причин. Виновником их закручивания волчком становятся сами водители. В подавляющем большинстве случаев происходит это по одинаковому шаблону. На скользком льду поворачиваешь руль, а машина не реагирует. Водитель пугается и доворачивает руль ещё больше. Опять ноль эффекта. Тогда руль заламывается до упора, колёса встают плугом, схватываются за дорогу, машина мечется в сторону. Водитель понимает, что перемудрил, пытается отловить автомобиль, перебирает баранку обратно, но опять переусердствует. Вновь колёса схватываются за дорогу, и машина динамично отпрыгивает в сторону. Теперь поймать её уже невозможно.
Чтобы избежать опасности, лучше потренироваться и выработать навык. Выбираем площадку и делаем два круга в виде восьмёрки. Едем сначала медленно, а потом наращиваем темп. В какой-то момент машина начинает плыть. Балансируем в этом пограничном состоянии. Таким образом легко научиться чувствовать машину.
Важно не только видеть руль, но и представлять расположение колёс. «Автомобиль едет только туда, куда направлены колёса, — говорит опытный штурман, мастер спорта международного класса, двукратный чемпион России по ралли Сафоний ЛОТКО. — Если она скользит, то рано или поздно колёса схватятся за дорогу, и машина метнётся в указанную ими сторону». Вращая баранку, водитель должен представлять колеса и понимать, что произойдёт через мгновение, когда покрышки зацепятся за лёд.
Другими словами, направляйте колеса в ту сторону, куда должен ехать автомобиль, и не пугайтесь, если он выполняет комады с задержкой. Можно и подождать пару мгновений. Гироскопический эффект от колёс поможет стабилизировать машину. Она выправится и поедет прямиком за колёсами. И помните, что если перевернуть руль и указать котками в кювет, то после скольжения машина там и окажется.
Не забывайте тормозить двигателем
Нередко пугающее скольжение развивается, если переусердствовать с тормозом в повороте. Когда микста нет, и асфальт обледенел ровно, то машина тормозит вяло. Бьёшь по педали, АБС стрекочет под полом, а автомобиль предательски катится боком. Как быть? Научиться тормозить двигателем. На ручной коробке загодя выставляем пониженную степень и ждём, пока машина сама сбросит скорость. Обычно это третья или вторая ступени. Если колёса крутятся, то машина ведёт себя на дороге увереннее.
Даже автоматы сейчас имеют мануальный режим с принудительным выбором ступеней. Причём их уже больше, чем в механике, и усилие на колёсах можно дозировать плавнее. В общем, пусть автомобиль жужжит мотором, но тормозит на ледяных прямиках.
Эти нехитрые советы помогут понять физику движения машины. Но теория без практики ничто. Поэтому необходимо нарабатывать навык где-то на безопасных ледовых площадках, а лучше записаться на курсы контраварийного вождения.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть