Полвека назад, в 1974 году, в СССР был выдан патент на промышленный образец внедорожника «Нива», на который неожиданно для его создателей появится огромный спрос за рубежом, в том числе в Европе, а внутри страны он и вовсе станет легендой.
Запретил себе умирать
Отцом «Нивы» называют конструктора Петра Прусова, хотя сам он всегда оговаривался: работала команда. Тем не менее характер «Нивы» словно списан с этого человека: машина, способная выдержать условия любой сложности.
Сам Прусов испытание на прочность проходил с младенчества. Родился 6 января 1942 года в белорусской деревне Зубки, был пятым ребёнком в семье. Папа ушёл на фронт осенью 1941-го, оставив беременную жену с тремя детьми (старший, 17-летний Андрей, пошёл воевать вслед за отцом). Петру было несколько дней от роду, когда мать, схватив детей, бежала в лес к партизанам. Там они прожили больше года, скрываясь от карателей. Вернувшись, обнаружили пепелище вместо деревни из 500 дворов.
В 6 лет Петя стал колхозным пастухом. В 7 пошёл в школу. Отмахивал по 5 километров туда и обратно в дождь и метель. И ладно б погода — приходилось преодолевать три кордона местных хулиганов. «В путь отправлялся с солдатским ремнём и надевал ещё лётный шлем — в драках он неплохо защищал голову, только пружины внутри него звенели от ударов», — вспоминал Прусов.

Его «Нива» тоже не была неженкой: ударов, даже сильных, не боялась. В народе её прозвали «неубиваемой» — и это тоже о нём. Во время срочной службы, когда танк Петра подорвался на мине, а матери уже отправили похоронку, он изо всех сил боролся за жизнь в Сахаре — в середине 1963 года рядовой Прусов прибыл в Алжир с секретной миссией. Пять дней и ночей в пустыне без воды, истекающий кровью... Но он запретил себе умирать, дождался спасателей.
Ошибка в 2 копейки
После армии Прусов поступил в Запорожский машиностроительный институт, выбрав специальность «конструирование автомобилей». Был круглым отличником, успевая при этом подрабатывать — грузчиком, затем кочегаром, а последние два года учёбы — в КБ на заводе «Коммунар», где выпускали «Запорожцы». С красным дипломом он отправился на Волжский автозавод в Тольятти, мечтая создать новую машину. И оказался в нужное время и в нужном месте. Из министерства в конце 1960-х годов пришёл запрос на полноприводный автомобиль для «удовлетворения нужд населения сельскохозяйственных районов страны, а также для использования в тяжёлых дорожных условиях».
По признанию Прусова, «Нива» родилась на одном дыхании. Даже в Европе 7 лет для создания новой модели считались хорошим темпом. С «Нивой» — от начала проекта до постановки на производство — уложились за 5! При этом Прусову удалось отстоять большинство своих идей: независимую переднюю подвеску, несущий цельнометаллический кузов, дисковые тормоза, которые были в то время разве что у дорогих иномарок.
Моментом истины стали испытания на автополигоне. В качестве конкурентов «Нивы» комиссия выставила «Рендж Ровер» и отечественный УАЗ-469Б. На одном из экзаменов автомобили стартовали из низины, чтобы преодолеть раскисший подъём и выехать на сухое место. В конце их ждал небольшой бугор: «Нива» и «Рендж Ровер» забрались на него с первой попытки, а УАЗ забуксовал. Представитель Ульяновского завода заподозрил подтасовку, но и в новом заезде УАЗ завяз, а «Нива» прошла. В дальнейшем она отлично показала себя в испытаниях на болотах, в пустыне и таёжных снегах. Преград для массового производства не осталось. Но беда пришла откуда не ждали: экономический отдел завода насчитал, что себестоимость производства машины — более 10 тыс. рублей. Директор схватился за голову и заставил Прусова заняться «дебетом с кредитом». По подсчётам конструктора сумма вышла почти в 2 раза меньше: 6,2 тыс. рублей. Когда «Нивы» стали сходить с конвейера, выяснилось, что ошибся он на... 2 копейки.
Сапожник без сапог
Даже сам Прусов не ожидал такого успеха «Нивы» за рубежом: на экспорт шли десятки тысяч машин в год. В Германии за ней записывались в очередь.
«За прошедшие полвека “Нива” поставила множество рекордов, — подтверждает директор музея АО “АВТОВАЗ” Наталья Маньшина. — В ралли-рейде “Париж — Дакар” в 1981-м и в 1982-м она становится серебряным призёром. На “Ралли фараонов” в 1984 году три “Нивы” поделили весь пьедестал почёта! В 1999 году “Нива” покорила Гималаи, взяв высоту в 5726 метров, став единственной в мире машиной, что своим ходом забралась под облака».
Личной «Нивой» он обзавёлся лишь в 1987-м. И денег лишних в семье не было, и машины были расписаны на годы вперёд. Просить же вне очереди ему было неудобно. Прусов даже дочек своих в детсад без очереди не смог пристроить. Хотя, казалось бы, большой человек, обладатель автомобильного «Оскара» (эту награду за «Ниву» ему присудили в США), конструктор, которым восхищались в Японии. Похожая на «Ниву» японская «Витара» появилась в 1988 году. Её создатели и не думали отнекиваться — подарили Прусову буклет «Витары» с надписью: «Крёстному отцу этого автомобиля».
До последних своих дней, что выпали на март 2017-го, он старался быть полезным родному заводу. Принимал участие в модификациях автомобиля, повторяя: «Машина — не коньяк, от количества лет не становится лучше».
Сгореть на работе. Что изобрёл и как погиб гений инженерии Владимир Шухов
Почему «дворники» нельзя оставлять на ночь в поднятом состоянии?
Как буксировать машину зимой, чтобы не получить штраф?
Можно ли закрепить за собой очищенное от снега место на парковке?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть