Внедрение электронного блока управления двигателем и трансмиссией значительно облегчает проведение калибровок силового агрегата и позволяет изменять специфику срабатывания электронных систем в зависимости от условий движения автомобиля. Установка нового программного обеспечения приводит к быстрой смене настроек мотора с приобретением новых характеристик машины. И если раньше подобные процедуры проводились в рамках чип-тюнинга в специализированных мастерских, то сейчас несколько программ управления мотором уже предустановлены в памяти машины. О том, как подобные системы функционируют на массовых моделях, рассказывает инженер Lada, руководитель проекта XRay Олег ГРУНЕНКОВ.
С BMW М-серии на массовые машины
Самая известная функция, меняющая работу электронных систем в автомобиле, — это, конечно же, клавиша отключения стабилизации ESP. Она помогает водителю полностью взять управление машиной в свои руки. Такая кнопка есть практически во всех моделях, оснащенных многоуровневой ESP. Теперь распространение получают новые функции, которые тоже можно активировать нажатием всего одной кнопки. Среди них так называемая кнопка «Спорт», с помощью которой можно придать автомобилю динамики и ощутить гораздо больше эмоций, чем при обычной езде.
Впервые кнопка «Спорт» появилась на M-серии BMW и долгие годы являлась прерогативой дорогих премиальных автомобилей, однако сейчас она встречается на массовых моделях, в том числе на Volkswagen и Lada. Кнопка «Спорт» есть на модели XRay с механикой и с 1,8-литровыми моторами. Она также ставится на Granta с механикой.
Некоторые водители при виде этой кнопки вспоминают спортивные режимы работы трансмиссии у автоматических коробок. Однако эта функция в корне отличается от них. Если спортивный режим в коробке просто удерживал повышенные обороты моторы, то кнопка «Спорт» перенастраивает работу силового агрегата.
Эволюция блоков управления двигателем привела к появлению расширенной памяти, куда инженеры добавляют десятки программ, которые активируются по мере надобности, в зависимости от условий движения машины. Одна может сделать машину экономичной, но вялой, а другая, наоборот, очень динамичной, но с высоким потреблением горючего. Этот функционал и предложили выводить на специальные кнопки перед водителем.
Несколько программ
При нажатии на кнопку «Спорт» происходит следующее. В машине запускается иная программа управления двигателем. Электронная педаль газа становится более чувствительной к нажатию. Если раньше ее приходилось продавливать на несколько сантиметров, чтобы придать машине больше ускорения, то с активированным спортивной программой достаточно коснуться педали ногой, чтобы ощутить, как автомобиль бросается вперед.
Другими словами, при продавливании электронной педали газа, к примеру, на треть в режиме «Спорт» дроссельная заслонка открывается на заметно больший угол, чем в обычном режиме.
Чем сильнее открыт дроссель, тем больше поступает воздуха, участвующего в приготовлении смеси. Положение дроссельной заслонки фиксируется специальным датчиком, который передает информацию на электронный блок управления мотором (ЭБУ), а тот быстро пересчитывает необходимое количество подаваемого топлива для приготовления смеси. В зависимости от этого перенастраивается работа впуска. Мотор больше потребляет бензина, однако машина ощутимо оживает.
При активации режима «Спорт» также перенастраивается работа клапанного механизма. С большой натяжкой можно сказать, что мотор начинает имитировать настройки автомобилей для кольцевых гонок, где в угоду скорости приносится в жертву топливная экономичность.
Пиковые нагрузки растут
В общем, топливо обогащается кислородом, и мотор демонстрирует больше отдачи. Конечно, сильнее он не становится, однако снимаются программные демпферы, которые сглаживали пиковые ударные нагрузки и делали график набора мощности и момента более ровными. При активации спортивной программы эти нагрузки резко возрастают, что и обеспечивает более эмоциональный драйв.
Однако по этой причине спортивный режим не всегда можно комбинировать с коробками, у которых пиковый крутящий момент составляет не более 150 Нм. К примеру, у современного вариатора, который ставится на Lada X Ray, рабочий момент как раз составляет 150 Нм, отчего становится невозможным применять с этой трансмиссией и с 1,6-литровым 113-сильным мотором кнопки спортивного режима. Поэтому программатор «Спорт» ставится на Lada только с механической коробкой и с 1,8-литровым атмосферным двигателем.
При активации программы «Спорт» рост динамики ощущается примерно до скорости в 70 км/ч. Дальше обеспечивать активный драйв у мотора уже не хватает сил. Темпы наборы скорости падают, и отзывчивость мотора снижается. На скоростях свыше 100 км/ч эффективность спортивного режима уже мало ощутима.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть