Когда весеннее солнце начинает сильнее греть и солнечных дней становится больше, водители обращают меньше внимания на свои автомобили. Им кажется, что морозы уже не страшны и техника не требует тщательного прогревания. Поутру они садятся в транспортное средство, поворачивают ключ в замке зажигания и тут же отправляются в путь. Правильно ли так поступать и какие проблемы могут из-за этого возникнуть?
Что такое прогрев?
Весеннее солнце всегда коварно. Даже если оно пригревает человека, то это не значит, что мотор и трансмиссия тоже достигли рабочей температуры. Даже днем в тени может держаться температура около нуля градусов, не говоря уже о том, что происходит ночью. Охлаждающая жидкость после ночного простоя имеет крайне низкую температуру, масло тоже, и поэтому стартовать сразу на машине нельзя. Необходимо озаботиться предстартовой подготовкой.
Здесь необходимо разобраться, что считается прогревом? Раньше, в эпоху карбюраторных моторов, автомобиль просто не мог хорошо разгоняться, пока температура охлаждающей жидкости и карбюратора не поднималась выше 40-50 градусов. Без полного прогревания мотор не мог выдавать рабочие характеристики.
Сейчас прогревать машину настолько серьезно, конечно же, не требуется. Электронный впрыск регулирует пропорции бензина и воздуха и может готовить стехиометрическую горючую смесь, которая сгорает почти полностью даже при низких температурах. Поэтому мотор при нажатии педали акселератора выдаст достаточную тягу для хорошего ускорения. Однако небольшая задержка перед стартом все-таки нужна даже при плюсовых температурах — в первую очередь во избежание масляного голодания мотора, а также чтобы скорректировать неравномерное температурное расширение деталей, изготовленных из разных металлов.
Даже при нуле градусов кольца и поршень, а также иные детали шатунно-поршневой группы охлаждаются настолько сильно, что при резком нагревании микронные зазоры в зонах трения искажаются. Поэтому перед началом движения нужно немного подождать, чтобы поршень и цилиндр прогрелись равномерно, так же, как и другие части механизма.
Прокачка масла
Кроме того, за время длительной стоянки масло стекает в картер. После запуска мотора важно, чтобы оно прокачалось через лабиринт каналов двигателя и смазало необходимые агрегаты, клапанные механизмы и другие технические узлы. В особенности это важно для турбированных моторов, где масло проходит через турбокомпрессор. Если стартовать немедленно, да еще и с максимальной тягой, то сухой мотор, переживающий в первые секунды дефицит масла, начнет работать на износ. Ну а при активном драйве появляется риск задрать какой-нибудь из цилиндров.
Помимо силового агрегата есть еще и трансмиссия. Механическая коробка не требует к себе пристального внимания, хотя и она не любит активных разгонов без предварительной прокачки масла. А вот для автоматической трансмиссии нагрузки сразу после старта намного опаснее. Там тоже есть насос, и ему необходимо время, чтобы прокачать смазку и подготовить нежные и сложные фрикционы к работе.
Как правильно стартовать?
Алгоритм ежедневного утреннего запуска должен включать несколько пунктов. Осмотрел машину, повернул ключ во второе положение, подождал, пока проснется кондиционер — и затем можно заводить двигатель. Стрелка тахометра подскакивает к 1100 оборотов. В это время масляный насос гонит смазывающую жидкость по каналам.
На эти процедуры уходит примерно минута. Но они являются критическими для всей механики автомобиля. Когда мотор и трансмиссия смазываются, а турбина вобрала в себя достаточное количество масла, то электроника снижает обороты холостого года примерно до 800. Это сигнал, что автомобиль готов к движению. Но при этом необходимо помнить, что рабочая температура охлаждающей жидкости — 90 градусов, а не 0, как на улице. Поэтому мотор еще должен прогреться во время равномерного движения. Ехать надо плавно, без активных разгонов и без поднимания стрелки тахометра свыше 3000 оборотов.
На прогревание на ходу уходит еще минут пять-семь. Когда температура охлаждающей жидкости достигла 90 градусов, можно уже не бояться активных ускорений.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть