У подавляющего большинства покрышек можно заметить рисунок протектора в виде расходящихся от центра канавок, которые напоминают ветви ели. Какое функциональное назначение имеют эти насечки?
Разделяют четыре группы рисунков протектора, два из которых отвечают за направление, а другие два — за симметричность. Каждый из них пригодится для определенных задач.
Симметричный направленный
При проектировании любой шины особое внимание инженеры уделяют водоотводу. Чем больше канавок, тем лучше уходит вода из пятна контакта, благодаря чему растет сцепление колеса с поверхностью дороги. Кроме того, с помощью канавок обеспечивается стабилизация автомобиля, улучшается управляемость. Они действуют как направляющие, которые сказываются на курсовой устойчивости.
Самый знаменитый и красивый рисунок — это так называемая «елочка». Канавки расходятся от центра в виде латинской буквы V. Еще их называют шевронными. На боковинах покрышки также имеется стрелка с пометкой Rotation, указывающая направление вращения колеса. При установке шины необходимо позиционировать ее строго по ходу движения, иначе могут возникнуть проблемы.
Рисунок протектора «елочкой» способствует снижению риска аквапланирования при проезде луж на высокой скорости. Поэтому автомобилисты называют шины с «елочкой» дождевыми. Но если шевронные насечки перевернуть, то вода перестанет уходить и будет собираться в пятне контакта, что приведет к потере сцепных свойств.
Если же установить колесо правильно, то оно будет не только бороться с водой, но и положительным образом скажется на стабилизации движения. При прямолинейной траектории осевые силы обеих половин рисунка протектора взаимно компенсируются.
Но есть у симметричных направленных колес важный недостаток. При прохождении поворотов на большой скорости канавки такого рисунка сдавливаются и перестают отводить воду. В дождь при поворотах возникает риск резкого снижения сцепных свойств колеса, и автомобиль поскальзывается на лужах, как на льду.
Симметричный ненаправленный
Этот вид протектора похож на клетки шахматной доски и чаще всего используется для проектирования зимних колес. Они обладают меньшим стабилизирующимся и самоцентрирующимся эффектом, однако благодаря частой нарезке канавок прекрасно вгрызаются в мягкие поверхности, в том числе в снег и даже в лед. Часто такой протектор комбинируется с шипами.
Используется симметричный ненаправленный рисунок протектора в грузовиках и сельскохозяйственной технике.
Продольные канавки в шинах противодействуют боковой нагрузке, а поперечные сопротивляются продольным силам, не позволяя колесам буксовать.
Такую резину несложно менять. Ее можно устанавливать на любое колесо и не смотреть на направление ее вращения. Хотя на высокой скорости такие шины показывают не лучшую управляемость.
Асимметричный ненаправленный
Эти покрышки разрабатываются в основном для спортивных автомобилей. Протектор делится на несколько непохожих зон. Есть там и «елочки», и «клетки», и уступчатые канавки, идущие по внешней стороне. Каждый сегмент протектора работает при определенных режимах движения. Одни стабилизируют машину на прямой траектории, шевроны отводят воду, а боковые насечки сопротивляются перегрузкам в поворотах.
При прохождении поворотов на шину воздействуют поперечные силы, из-за которых закрываются водоотводящие шевронные канавки, а несимметричные уступчатые канавки с боков берут на себя нагрузку.
Поэтому при установке шины важно соблюдать ее место.
Чтобы не перепутать, на боковины нанесены слова Inside и Outside, обозначающие внутреннюю и внешнюю стороны покрышки соответственно. Наружу должны смотреть боковины с надписью Outside. Если перепутать, то шина перестанет держать дорогу и есть риск развития заноса.
Асимметричный направленный
Это очень редкие и невероятно эффективные шины. Они используются в основном для трековых гонок и почти никогда не продаются для гражданских машин. За счет несимметричности рисунка они хорошо стабилизируются, а за счет крупной «елочки» прекрасно держат боковые нагрузки в поворотах. Правда, при монтаже колес может возникнуть путаница. Есть «левые» и «правые» покрышки, которые еще должны ставиться точно по стрелочкам вращения. При монтаже необходимо учитывать эти нюансы, иначе положительный эффект от применения шин с асимметричным направленным рисунков сойдет на нет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть