Морозы представляют большую опасность для техники. Автомобили, уже отбегавшие по 10-15 лет, при холодном пуске и последующей неправильной эксплуатации на морозе могут получить серьезные повреждения. Что же делать, чтобы не навредить машине и продлить ее срок службы?
Только холостые обороты
Современные автомобили рассчитываются в основном для эксплуатации при щадящих температурах. Европейская зима редко когда угрожает автомобилистам морозами с температурой ниже 10 градусов, отчего инженеры для экономии средств при проектировании транспорта закладывают в технические условия этот температурный порог морозоустойчивости. Запуск мотора при -15 градусов — это уже большое испытание для техники, а морозы под -25 градусов уже считаются критическими. На них не рассчитаны прокладки, манжеты, пыльники, ремни, сайлентблоки и прочие резиновые детали. На морозе они теряют эластичность и трескаются при ударах.
В первую очередь прогрев необходим маслу, которое при -25 градусов мороза может потерять былую вязкость, что сказывается на его прокачиваемости. Смазывающая жидкость не может быстро циркулировать по каналам в двигателе, отчего в первую минуту фиксируется дефицит масла в наиболее критических местах. Это коленвал, клапанный механизм и шатунно-поршневая группа. Трущиеся детали часто пробивают застывшую защитную пленку и начинают царапать металлом о металл, создавая области повышенного износа. В итоге на рабочих поверхностях возникают задиры.
Чтобы не повредить мотор, приходится ждать, пока масло не достигнет хотя бы нуля градусов, при которых его вязкость и прокачиваемость восстанавливаются. На это уходит не более минуты, однако в течение этой первой минуты происходит основная выработка деталей двигателя. Поэтому в первую минуту нельзя добавлять газ или нагружать мотор попытками тронуться с места или даже буксовать. Мотор в сильный мороз должен прогреваться на холостых оборотах в течение 10-15 минут. Но лучше всего установить автономный предпусковой нагреватель.
Масло в усилителе
На морозе начинаются проблемы с амортизаторами, гидроусилителем руля и даже с тормозной системой. Хуже всего прогревается гидроусилитель рулевого управления, (ГУР). Поэтому при повороте руля в первые минуты может произойти утечка масла, вызванная его локальным застаиванием и резким нарастанием давления. Масло может выбиваться через расширительный бачок или через сочленения трубок.
Прогревать ГУР сложно. Усилитель не связан напрямую с двигателем, и его масло разгоняется насосом по изолированной системе, которая открыта на морозе всем ветрам. Водителю лучше не трогать руль в первые минуты после холодного пуска, хотя в иное время риск утечки масла тоже сохраняется. Можно, конечно, подождать, пока насос прогреет масло хотя бы до -5 градусов, или когда горячий антифриз пойдет по большому контуру и за счет радиатора поднимет температуру подкапотного пространства. Но это долго и неэффективно. Утечки масла могут происходить даже при прогретом моторе, после 30-минутного стояния на холостых оборотах.
Поэтому лучше вовремя заменить старые трубки и иные элементы системы, которые на морозе дубеют, теряют эластичность в сочленениях, из-за чего и идет выдавливание масла.
«Автомат» прогревают на ходу
Низкая температура негативно сказывается и на работоспособности автоматической коробки передач. Хуже всего переживают морозы вариаторы. Из-за потери вязкости масла возникают проблемы с цепью, которая при резкой нагрузке может пробить масляную пленку и поцарапать поверхность шкива. Поэтому при -25-градусных морозах вариаторы переходят в щадящий вариант работы и ограничивают работу механизма в режимах с большими передаточными отношениями. То есть валы работают почти напрямую, чтобы не провоцировать избыточных нагрузок при переходе одного из шкивов в крайние положения.
Поэтому автомобилям с вариатором потребуется дать больше времени на приведение коробки в работоспособное состояние. Прогревать трансмиссию можно на ходу. Главное — ехать медленно, без активных разгонов и торможений и не поднимать стрелку тахометра выше 3 тысяч оборотов.
Элементы подвески и амортизаторы
Прогрев необходим и амортизаторам, а также элементам подвески. Нельзя сразу же после старта давать максимальное ускорение машине, даже если ее мотор достиг рабочей температуры. Потребуется проехать с полкилометра со скоростью 40-50 км/ч, избегая сильных ударов на кочках. В этом случае энергия колебаний будет поглощаться упругими элементами шасси и поднимет их температуру вплоть до рабочей. До тех пор непрогретая подвеска будет скрипеть и постукивать.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть