Морозы представляют большую опасность для техники. Автомобили, уже отбегавшие по 10-15 лет, при холодном пуске и последующей неправильной эксплуатации на морозе могут получить серьезные повреждения. Что же делать, чтобы не навредить машине и продлить ее срок службы?
Только холостые обороты
Современные автомобили рассчитываются в основном для эксплуатации при щадящих температурах. Европейская зима редко когда угрожает автомобилистам морозами с температурой ниже 10 градусов, отчего инженеры для экономии средств при проектировании транспорта закладывают в технические условия этот температурный порог морозоустойчивости. Запуск мотора при -15 градусов — это уже большое испытание для техники, а морозы под -25 градусов уже считаются критическими. На них не рассчитаны прокладки, манжеты, пыльники, ремни, сайлентблоки и прочие резиновые детали. На морозе они теряют эластичность и трескаются при ударах.
В первую очередь прогрев необходим маслу, которое при -25 градусов мороза может потерять былую вязкость, что сказывается на его прокачиваемости. Смазывающая жидкость не может быстро циркулировать по каналам в двигателе, отчего в первую минуту фиксируется дефицит масла в наиболее критических местах. Это коленвал, клапанный механизм и шатунно-поршневая группа. Трущиеся детали часто пробивают застывшую защитную пленку и начинают царапать металлом о металл, создавая области повышенного износа. В итоге на рабочих поверхностях возникают задиры.
Чтобы не повредить мотор, приходится ждать, пока масло не достигнет хотя бы нуля градусов, при которых его вязкость и прокачиваемость восстанавливаются. На это уходит не более минуты, однако в течение этой первой минуты происходит основная выработка деталей двигателя. Поэтому в первую минуту нельзя добавлять газ или нагружать мотор попытками тронуться с места или даже буксовать. Мотор в сильный мороз должен прогреваться на холостых оборотах в течение 10-15 минут. Но лучше всего установить автономный предпусковой нагреватель.
Масло в усилителе
На морозе начинаются проблемы с амортизаторами, гидроусилителем руля и даже с тормозной системой. Хуже всего прогревается гидроусилитель рулевого управления, (ГУР). Поэтому при повороте руля в первые минуты может произойти утечка масла, вызванная его локальным застаиванием и резким нарастанием давления. Масло может выбиваться через расширительный бачок или через сочленения трубок.
Прогревать ГУР сложно. Усилитель не связан напрямую с двигателем, и его масло разгоняется насосом по изолированной системе, которая открыта на морозе всем ветрам. Водителю лучше не трогать руль в первые минуты после холодного пуска, хотя в иное время риск утечки масла тоже сохраняется. Можно, конечно, подождать, пока насос прогреет масло хотя бы до -5 градусов, или когда горячий антифриз пойдет по большому контуру и за счет радиатора поднимет температуру подкапотного пространства. Но это долго и неэффективно. Утечки масла могут происходить даже при прогретом моторе, после 30-минутного стояния на холостых оборотах.
Поэтому лучше вовремя заменить старые трубки и иные элементы системы, которые на морозе дубеют, теряют эластичность в сочленениях, из-за чего и идет выдавливание масла.
«Автомат» прогревают на ходу
Низкая температура негативно сказывается и на работоспособности автоматической коробки передач. Хуже всего переживают морозы вариаторы. Из-за потери вязкости масла возникают проблемы с цепью, которая при резкой нагрузке может пробить масляную пленку и поцарапать поверхность шкива. Поэтому при -25-градусных морозах вариаторы переходят в щадящий вариант работы и ограничивают работу механизма в режимах с большими передаточными отношениями. То есть валы работают почти напрямую, чтобы не провоцировать избыточных нагрузок при переходе одного из шкивов в крайние положения.
Поэтому автомобилям с вариатором потребуется дать больше времени на приведение коробки в работоспособное состояние. Прогревать трансмиссию можно на ходу. Главное — ехать медленно, без активных разгонов и торможений и не поднимать стрелку тахометра выше 3 тысяч оборотов.
Элементы подвески и амортизаторы
Прогрев необходим и амортизаторам, а также элементам подвески. Нельзя сразу же после старта давать максимальное ускорение машине, даже если ее мотор достиг рабочей температуры. Потребуется проехать с полкилометра со скоростью 40-50 км/ч, избегая сильных ударов на кочках. В этом случае энергия колебаний будет поглощаться упругими элементами шасси и поднимет их температуру вплоть до рабочей. До тех пор непрогретая подвеска будет скрипеть и постукивать.
Что можно сделать, чтобы лобовое стекло машины не запотевало зимой?
Почему зимой опасно ездить на короткой машине?
Так уже не делают. Какие интересные опции были на машинах прошлого?
Какие «омывайки» для машин опасны?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть