Путь в Иорданию лежал через Израиль, и, конечно, я не мог не побывать в Иерусалиме. Ведь любой путь, проложенный по израильской земле, приведет к этому вечному городу, потому что дороги в Израиле прокладывали не по замыслам инженеров и строителей, а по следам паломников. Тысячелетиями стремились они сюда, в город братской любви и, к сожалению, город ненависти, в город мира и непрекращающейся войны, в колыбель трех религий, в город вечного прощения.
Золотые ворота
Некогда Иисус Христос вошел в Иерусалим через Золотые ворота, имеющие две арки: арку Покаяния и арку Милосердия. Турки в свое время наглухо замуровали ворота, опасаясь второго пришествия Мессии, - и они остаются закрытыми до сих пор.
Я предполагал: будет утро, солнечные лучи озарят склоны Масличной горы, засверкают золотые купола церкви Марии Магдалины и мечети Куббат Аль-Сахра, и войду я в Иерусалим, не торопясь, прищурив глаза от неземного света, льющегося с небес, и почувствую благодать Божью… Но, когда я добрался до города, уже вечерело; в небесах сомкнулись дождевые тучи, солнце исчезло, казалось, навсегда, и дождь надолго затянул свою надоедливую песню.
Путь к храму
Объехав несколько раз вокруг стен древнего Иерусалима в поисках свободного места для парковки, я наконец остановил машину между двумя экскурсионными автобусами. Облегченно вздохнул, переобулся в непромокаемые кроссовки, взял предусмотрительно захваченный с собой дождевик и, обернув объектив фотокамеры полиэтиленовой пленкой, пошел в казавшийся опустевшим город. Узкие мокрые улицы действительно были пустыннее, чем обычно. Это не было связано с непогодой - просто я впервые шел к храму Гроба Господня своим путем, без провожатых. Я выбирал менее оживленные переулки, чтобы ощутить единение с энергией этого города.
Я не спрашивал у прохожих путь к храму - просто шел в глубь старого города, не сомневаясь в том, что иду в верном направлении. Иногда из подворотен, словно вырастая из-под земли, появлялись мальчишки-арабы и предлагали недорого, долларов эдак за пять, проводить меня туда, куда я пожелаю. Пожалуй, если бы я захотел найти в Иерусалиме, например, Эйфелеву башню или Тадж-Махал, за плату они не отказались бы поискать даже их. Но я вежливо благодарил разочарованных мальчишек и продолжал свой путь.
С такими философскими мыслями, сворачивая с одной кривой улочки на другую, я дошел до храма Гроба Господня и, волнуясь, словно впервые, переступил его порог. В храме было сумрачно и немноголюдно.
Не без лукавого…
Я поднялся на Голгофу, дотронулся рукой до знака на скале, бросил в специальное отверстие несколько шекелей, взял две свечи из ящика, зажег их и поставил возле иконостаса. Постоял несколько секунд и, начав спускаться, обернулся: воровато оглядываясь, смотритель храма уже поспешно гасил мои свечи, не дав им догореть, - торопился продать их еще раз. Что-то неправильно в этом мире, подумал я, если даже в этом месте перепродают символы веры. А может быть, чем проще храм, тем ближе он к Богу? Не оттого ли так спокойно и умиротворенно чувствуешь себя в маленьких деревенских церквушках?
Я спустился к тому месту, куда путь так или иначе приводит и набожных людей, и закоренелых атеистов: к кувуклии - часовне над гробом Господним. В храме было немного людей, несколько десятков человек спокойно и терпеливо ждали своей очереди, чтобы попасть внутрь часовни и прикоснуться к святыне. Однако здесь, возле самой часовни, видимо, не без участия лукавого, появился новый персонаж: существо, предлагавшее провести в часовню без очереди всего-то за 10 долларов. Подойдя ко мне, существо заговорщицки заговорило на ломаном английском, предлагая услугу проводника к Богу, - оно приняло меня за американца, вероятно, потому что на моей шее висела очень дорогая фотокамера с не менее дорогим объективом.
- American? - спросило существо и принялось объяснять, что стоять в очереди придется очень долго, а всего лишь за «десяточку» можно осчастливить себя уже через несколько минут. Я терпеливо выслушал «лукавого» и коротко сказал:
- Пошел вон!
- Русский? - ничуть не смутилось существо и повторило то же самое на понятном русском языке, добавив, что через пять минут часовня закроется на час, и я, как дурак, буду вынужден ждать ее открытия.
Изгнание бесов
За мной в очередь к часовне встали несколько человек, говоривших по-русски. Я невольно прислушался: нигде так не приятна родная речь, как на чужбине. Русскоязычный экскурсовод с крохотными сальными глазками (такими, что впору на них яичницу жарить) рассказывал о храме туристам: по виду, отцу и его взрослому сыну. Сладко накладывая слово на слово из вечной истории, словно намазывая яблочное повидло на сдобную булочку, гид подошел к главной теме своего рассказа:
-…Сейчас тут много людей, стоять придется минут сорок, но, если вы хотите, я мог бы договориться со служащими и провести вас без очереди.
Я уже видел, как забегали его глаза, и в каждом из них отразился американский «червонец». Но, к моему удовлетворению, старший из двоих туристов, которого я принял за отца, посмотрел на часы и с металлом в голосе ответил экскурсоводу:
- Ничего, мы постоим.
Он вопросительно посмотрел на сына, получил его молчаливое одобрение, а потом, обращаясь к экскурсоводу, добавил:
- А вы подождите нас во дворе храма. Мы там с вами рассчитаемся. Скорее всего, ваши услуги нам больше не понадобятся.
Он еще раз посмотрел на часы. Я боковым зрением увидел, что это «Patek Philippe» - часы, которые сами выбирают себе хозяев. Изгнанный гид, виновато моргая испуганными глазками, пятился к выходу; из-за колонны на него с сожалением смотрел лукавый, тоже, видимо, переживая несостоявшуюся продажу очереди.
Что-то все же случилось с этим миром, если в нем торгуют даже очередью к гробу Господню. Хотя чему удивляться? Если есть люди, которые что-то продают, то скорее всего найдутся люди, которые это покупают. Если одни совершают подвиг, то другие, безусловно, способны на предательство. С чего демоны начинают соблазнять? С лживых обещаний сладкой жизни? С предложения обмануть ближнего и за 10 долларов оставить его за своей спиной? Как же все-таки вечна история о 30 сребрениках!
Я вышел из храма. Кстати, очередь в часовню прошла не более чем за 15 минут…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть