Вайнеры не возражали и во время работы над сценарием фильма ради Высоцкого даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высоким и плечистым красавцем.
По слухам, снимать картину должен был Алексей Баталов, однако по каким-то причинам не смог приступить к работе над фильмом, и съемками занялся Станислав Говорухин. Кинопробы на роль Жеглова провели формально, для руководства, потому что роль безоговорочно «застолбил» Высоцкий.
А вот в роли Шарапова Вайнеры видели Евгения Герасимова, который отказался от предложения из-за занятости, или Евгения Леонова-Гладышева. Пробы последнего не понравились худсовету, хотя актер все-таки снялся в картине в эпизодической роли Васи Векшина. В итоге Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин.
Многое режиссировал
Блистательный Высоцкий отличился на съемках не только как актер, но и как режиссер, когда Станислав Говорухин уезжал в командировки и оставлял Владимира Семеновича за главного. Киногруппа потом жаловалась режиссеру, конечно, шутя, на усталость из-за бешеного темпа работы при Высоцком.
Именно Высоцкий поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, прикрепил фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, за которой должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до мельчайших деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел на шею Васи Векшина белое морское офицерское кашне (так щеголяли подростки, изображая фронтовиков), а на руке сделал наколку «Леля» - это было самое модное имя тех лет.
Во время съемок Высоцкий не переставал играть в театре, поэтому вынужден был совершать по два-три перелета в день в Москву на спектакль и обратно. После спектакля актер возвращался в Одессу на съемки картины.
Съемки были сложными, и Марина Влади даже пыталась уговорить Высоцкого отказаться от участия в фильме. Начинали снимать 10 мая 1978 года - в день рождения Марины Влади. Гости собрались на даче в Одессе. «И вот - неожиданность, - вспоминает Станислав Говорухин. - Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!»
Но режиссеру удалось убедить Высоцкого остаться.
Принципиальность
Консультантом в фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз появился на экране в милицейской форме. «Эту просьбу мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек. Да и вообще я предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины, - признавался Станислав ГОВОРУХИН. - Но Высоцкий был неумолим: «Нет, форму я не надену ни за что!» Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так тяжело это переживал, что все связанное с милицией не переносил на дух. И тогда мне пришлось придумать для него сцену, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст: «Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы». - «Почему?» - спрашивает Шарапов. - «Потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется».
Потом он, на что мне с большим трудом удалось его уговорить, садится в этом кителе к роялю и напевает несколько строк из «Лилового негра» Вертинского, но, будучи верным своему слову не петь чужих песен в картине, каждый раз прерывает пение репликами, обращенными к Шарапову. И тут же снимает китель. Эти кадры остались единственными, где он появляется в милицейском мундире».
А трудности с приемкой картины действительно были немалые: многие реплики, жаргонные выражения возмущали руководство тогдашнего МВД. И, конечно, если бы не совпадение некоторых обстоятельств, картина в таком виде никогда бы не вышла на экран.
«Заражал своей энергией»
Как вспоминал Станислав Говорухин, Высоцкий в его отсутствие, если бы ему позволили, снял бы всю картину: «Он заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки... Зато на тонировке с ним было тяжело... Володя стоит перед микрофоном и пытается «вложить в губы» Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется еще медленнее. «Сойдет!» - кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует, вылетает из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового»...
Конкурент Шарапов
Владимир Конкин в одном из интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съемках, не терпел конкуренции в кадре: «Когда кто-то рядом делал что-то неплохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Усмирять Владимира Семеновича мог только Говорухин, его друг... А иногда возникали ситуации на грани серьезного конфликта. Владимир Семенович ведь был человек спонтанный. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась реакцией противоположной, если что-то делалось «не по его»…
Поэтому, видимо, актеры в жизни так и не стали друзьями. Более того, писали, что между ними «пробежала черная кошка».
Непоющий Жеглов
Казалось бы, сам бог велел, чтобы Жеглов в кадре запел, и первоначально предполагалось, что в каждой серии Высоцкий будет исполнять песню.
«Он действительно очень хотел спеть в этом фильме, - вспоминал Станислав Говорухин. - Но я счел, что это разрушит образ и герой будет уже не капитаном Жегловым, а Высоцким в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. Поэтому, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского».
Звездные эпизоды
Для многих актеров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками и даже помехой в актерской карьере. Лариса Удовиченко (Манька-Облигация) после фильма получала письма из тюрем: «Не горюй! Выйду - моей будешь!», а один вернувшийся из «зоны» зек пришел к ней домой, стучался в дверь, так что пришлось вызвать милицию. Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.
Александр Белявский (Фокс) долгое время, приходя к пивному ларьку, слышал: «Фоксу - без очереди».
Всеволод Абдулов (милиционер Соловьев) приглашение в фильм получил в больнице (он лежал там после автокатастрофы), куда пришел Высоцкий со списком ролей на выбор. Абдулов спросил: «А если не поправлюсь?» - «Не имеешь права», - ответил Высоцкий.
Рената ГОРОВЕЦ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть