Минчанин Андрей Комоско явил миру модель почти 100-летнего велосипеда ранее неизвестного производителя из Волковыска. Спустя сутки после завершения реставрации велосипед занял 1-е место на международной онлайн-выставке.
Собирательством дипломированный переводчик, экскурсовод, историк и краевед Андрею Комоско занимается с детских лет. Основное направление – произведенные на территории Беларуси велосипеды, велознаки, велонакладки, документы и фотографии этой направленности. Фактически им собрана самая большая коллекция первых велосипедов. Самые раритетные – гродненской фабрики NSG (Nochum Starowolski Grodno) Старовольских периода 30-40-х годов прошлого века. До 1939 года с её конвейера сошло 12 моделей. Еще 5 были произведены на соседней фабрике «Davlin» Гершона и Лейба Линников.
Колеса судьбы
Приобрести уцелевший старинный велосипед сегодня фактически нереально. Прошло слишком много времени. К тому же в Беларуси до сих пор наблюдается массовая сдача металлолома. Поэтому Комоско собирает их по частицам, разыскивая комплектующие от аналогичных моделей той эпохи. Всю механическую работу выполняет сам. Использует современные технологии и соблюдает принципы реставрации. Специалистов подключает лишь на отдельных этапах и только для определенных незначительных операций.
Первым воскрешенным им ретровелосипедом стал «Niemen» - один из «первенцев» Старовольских. Он отыскал то, что от него осталось в Глубокском районе, и спустя несколько месяцев поставил на ноги, то бишь на колеса. Всего же за пять лет трудов Андрей отыскал, приобрел и собрал дамскую «Wilja» 1936 года выпуска, «Alfa» 1935 г. и «Splendid» 1937 г. Более поздние минские и иные модели – не в счет.
Все экспонаты собранной им коллекции, включая двух-, трехколёсные детские велосипеды, атрибутику, можно увидеть на проходящих в разных городах Беларуси выставках.
Неизвестная артель
Осенью прошлого года на одной из торговых интернет-площадок Андрей Комоско увидел выставленный на продажу велосипед. Точнее, то, что от него осталось – раму, педальный узел, звонок и болотник. Однако, разглядев на сохранившейся штампованной накладке рамы аббревиатуру SLW и надпись «SZ LIS, WOLKOWYSK, SMIGLEGO RYOZA, 61», коллекционер не торгуясь заплатил продавцу запрошенную сумму, эквивалентную 60 долларам. Он понял, что зреет сенсация, и не ошибся. Удалось заполучить модель отечественного велосипеда, о существовании производства которого вообще ничего не было известно.
Проведя небольшое расследование, в т. ч. топонимическое, Комоско установил, что велоартель принадлежала некоему Шмуэлю Лису и находилась в современном райцентре Волковыске на ул. Смиглого, 61. SLW – торговая марка велосипеда, выпущенного в период с 1936 по 1939 год.
На все реставрационные работы ушло несколько недель, а вот на доукомплектацию - на порядок больше. Датой сдачи работы Андрей определил 14 мая, чтобы на следующий день представить воскрешенного из небытия «скакуна» на международном онлайн-смотре мото- и велореставраторов во Львове. Успешно справившись с задачей, подал заявку в номинации «Старейший и элегантнейший велосипед». Жюри по достоинству оценило его модель и проделанную работу по ее восстановлению, удостоив победы!
Попутно с реставрацией мастер занимался выяснением истории этого велосипеда, но пролить свет не смогли даже маститые знатоки. Той улицы в Волковыске давно нет, и найти место производства невозможно. Но тем ценнее явленный миру экземпляр и напрашивающийся отсюда вывод – в Беларуси было не 5 велозаводов (2 Гродненских, 2 Минских и 1 Молодеченский), а как минимум 6.
Новый вызов
В период изоляции, вызванной пандемией коронавируса, Андрею Комоско удалось отыскать в Польше еще один раритет Гродненского производства середины 30-х годов прошлого века. Это так называемый «Оrbis» упомянутой выше компании «Davlin». После открытия границ он привезет его на родину для реставрации и пополнения своей уникальной коллекции.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть