3503

Тополиная нежность. История фильма, родившегося из песни

№ 19 от 8 мая 2013 года 08/05/2013

Сложно поверить, но в год выхода картины её посмотрели 26 млн. Любят этот фильм и сегодня.

Без украшений...

Когда слышишь название фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», вспоминаешь пронзительный взгляд Дорониной, глубокое молчание Олега Ефремова и, конечно, песню «Нежность», которая стала хитом на все времена.

«НЕЖНОСТЬ»

Опустела без тебя Земля...
Как мне несколько часов 
прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси...
Только пусто на Земле одной,
без тебя, а ты...
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды 
свою нежность...

Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля,
Как прожить ей без него, пока
он летал, летал, 
И все звёзды ему
Отдавали свою нежность...

Опустела без тебя Земля...
Если можешь, прилетай скорей...

Муз. А. Пахмутовой,
сл. С. Гребенникова 
и Н. Добронравова

Несколько лет назад я спросил Татьяну Михайловну о том, почему в современных фильмах не звучат песни, способные стать национальными хитами. Практически в каждом фильме Лиозновой они были - достаточно вспомнить её ленты «Карнавал» или «Семнадцать мгновений весны»… Татьяна Михайловна тогда ответила: «Я не знаю, из чего исходят современные режиссёры. Могу сказать лишь про себя: меня необычайно вдохновляет музыка. Некоторые из моих картин в буквальном смысле родились благодаря песням. «Три тополя» - как раз тот самый случай. Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщагов­ского «Три тополя на Шаболовке». Сразу поняла - история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…»

Традиционных кинопроб на главные роли Лиознова не устраивала. Провела лишь фотопробы. Однако ни Татьяна Доронина, ни Вячеслав Шалевич (экранный муж Дорониной) не горели желанием играть в этом фильме. Отказывались до последнего. «Когда я только прочитал сценарий, решил, что играть предложенную роль ни за что не буду, - рассказал «АиФ» накануне юбилея картины Вячеслав Шалевич. - Мне казалось, что я к тому моменту сыграл предостаточно отрицательных персонажей в кино. В итоге сказал Татьяне Михайловне твёрдое «нет». Но она так просто не сдалась. Сказала мне: «Я видела все твои работы в кино, и поверь, такой роли у тебя ещё не было». Лиознова могла быть очень убедительной. Я ей поверил и в итоге сдался».

А Татьяна Доронина сдалась после того, как посмотрела фотопробы. «Я увидела фотографии - они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза... А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина», - призналась Доронина в одном из интервью. 

Несмотря на то что фильм идёт меньше полутора часов, его съёмки растянулись на год (по современным меркам очень долго). «Татьяна Михайловна была очень дотошной - до мельчайших деталей. Если в сценарии написано: «Висит авоська, полная коробков со спичками», съёмки не начнутся, пока эта авоська не появится, - рассказывает Вячеслав Шалевич. - В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню «Нежность».

Я спросил её однажды: «Зачем вы бесконечно крутите? Неужели не надоела?» Она объяснила: «Эта песня должна звучать в фильме, но я пока не могу понять, как и где». Кстати, Александра Пахмутова изначально отказалась писать музыку к этому фильму. Сказала: мол, песню берите, а специально музыку писать не буду. Тогда Татьяна Михайловна уговорила её просто посмотреть отснятый материал. И когда на экране появились крупные планы Олега Ефремова, Пахмутова сказала: «Да, я возьмусь за музыку к этой картине!»

Надежда на чудо

По слухам, отношения Дорониной и Лиозновой на съёмочной площадке складывались не всегда ровно. Рассказывают, что в момент съёмки эпизода, в котором Нюра переодевается, выяснилось, что Доронина забыла бюстгальтер. Это привело к небольшой стычке с режиссёром. «Пусть будет видно на весь белый свет, какая она! Захотела - и получит, я от этого ничего не потеряю», - якобы заявила тогда Лиознова. В итоге Доронина снялась без бюстгальтера.

«То, что и Лиознова, и Доронина женщины с непростым характером, - абсолютная правда. Однако никаких серьёзных конфликтов на площадке я не припомню. Мы с Дорониной сработались прекрасно. Было легко и интересно», - говорит Вячеслав Шалевич.


Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

Успех «Трёх тополей» был оглушительным. Популярность Ефремова и Дорониной взлетела на невероятный уровень. Женщины просили в парикмахерских сделать им причёску а-ля Доронина. Ну а песня «Нежность», как и сам фильм, стала настоящим суперхитом. «Мне как-то одна женщина рассказала, что она «Три тополя на Плющихе» посмотрела восемь раз, причём чуть ли не подряд. Я спросил её тогда: «Зачем? Неужели фильм настолько вас пронзил?» А она мне говорит: «Понимаете, я каждый раз искренне надеялась, что вот в этот-то раз героиня Дорониной решится открыть дверь и выйти к герою Ефремова. Честное слово, надеялась, что чудо случится!» - смеясь, вспоминает Вячеслав Шалевич.

В 2011 г. состоялась «вторая» премьера любимого фильма. На одном из федеральных каналов впервые показали цветную версию картины «Три тополя на Плющихе». Тогда же вновь заспорили, надо или не надо «раскрашивать» чёрно-белые фильмы, а зрители в очередной раз с удовольствием посмотрели знакомую картину в новом цвете.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно