Любовь к филателии — коллекционированию почтовых марок — продолжает захватывать многих людей. Хотя, конечно, до популярности, какая была у этого увлечения в советское время, нынешнему собирательству далеко.
"АиФ" решил выяснить: какие марки стоят дорого и можно ли что-то заработать на родительском марочном альбоме.
Примечательно, что сейчас коллекционеры ценят не только винтажные лоты, но и некоторые современные почтовые знаки. Посмотрите домашние архивы — возможно, где-нибудь в старых письмах затерялся дорогостоящий экспонат.
Школьники играли марками на переменах
В середине 60-х годов в СССР возник небывалый интерес к коллекционированию почтовых марок. Типографии выпускали миллионные тиражи этих гознаков.
«В поздние советские годы почти каждый школьник имел в коллекции как минимум несколько марок, — рассказывает филателист Сергей Кулаков. — Ими обменивались с друзьями или играли на перемене. Принцип: ударил ладонью по стопке марок, если те переворачивались — забираешь, затем ход переходит к другому. При таком подходе многие марки оказывались мятыми, грязными, не совсем в „коллекционном“ состоянии», — говорит эксперт.
Эти марки даже получили свое название «Школьная коллекция». После распада СССР на складах остались неиспользованные запасы, а общий интерес к филателии угас. «Получилось, что огромные тиражи оказались невостребованными, а марки продавали на развес, по цене бумаги», — говорит Сергей.
Старая — не значит «дорогая»
Чем больше был тираж марки — тем труднее ее продать. Поэтому в отношении популярных почтовых знаков филателистов чаще интересуют не штучные объекты, а комплекты.
«Почти любую советскую марку из 80-х можно и сейчас купить рублей за 10, а гашеную так и вовсе за рубль» , — говорит эксперт.
Какие советские марки наиболее ценные?
По словам филателиста Кулакова, наиболее ценными считаются марки, которые были выпущены до 1941 года. Причина очевидна: часть этих почтовых знаков была безвозвратно утрачена в годы войны. И, конечно, каждый объект нужно оценивать персонально.
На стоимость марки влияет ее история появления на рынке, а также персональные причины редкости, вплоть до курьезных случаев, которые случились при производстве.
Так, например, в альбомах можно найти ценную марку «Лимонка» или «Литографский летчик» 1925 года. При изготовлении марки номиналом 15 копеек («Лимонки») перфорационный станок пришёл в негодность. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок. Это был малый выпуск, который блуждал по отдаленным регионам СССР. Марки на конвертах, прошедших почту, или на вырезках с таких конвертов представляют особую ценность.
«То есть теоретически — найти в семейном архиве стопку писем с конвертами тех лет вполне реально», — отмечает эксперт.
Также советуем заглянуть туда в поисках марки «Голубая гимнастка», выпущенной к 40-летию советского цирка. Правда, этот экземпляр так и не вышел в массовый тираж, но попал в сферу партийной элиты в качестве сувенира. Сейчас он оценивается в десятки тысяч долларов.
А вот дорогую марку 1941 года «Народное ополчение» найти в старых альбомах вполне реально. Хотя этот лот и является редким.
Как самостоятельно оценить марку?
«Существуют различные каталоги почтовых марок, в которых, как правило, указывается информация о выпуске, в том числе технические данные: о способах печати, тираже. Там же приводится рыночная оценка для каждой марки, причем оценка одного и того же объекта может отличаться», — говорит эксперт.
Наиболее популярными являются общие каталоги всех стран мира — Michel, Scott, Yvert, также есть сугубо российские издания: каталоги почтовых марок под разными редакциями — Соловьева, Загорского, Марескина, Зверева.
И, конечно, в современном мире марку можно оценить онлайн. Например на маркет-плейсах, где продают коллекционные предметы, — Мешок.Ру, Аукцион.Ру.
«Такие площадки объединяют множество продавцов, анализ предложений которых и дает понимание о реальной рыночной стоимости той или иной почтовой марки», — советует филателист Кулаков.
Что влияет на стоимость?
По словам эксперта, цена также зависит от того, чистая ли это марка или гашеная (та, на которой стоит почтовый штемпель).
Некоторые каталоги приводят особую оценку для квартблоков — сцепки из четырех марок, малых листов (особая форма выпуска некоторых марок), учитываются варианты различного брака при производстве — дефекты печати, пропуски перфорации и так далее.
Современные марки чего-то стоят?
Почтовые марки современной России продолжают пополнять коллекции филателистов. По словам Сергея, наиболее востребованным у коллекционеров является выпуск 2002-2008 годов — «Дворцово-парковые ансамбли». Причина: это первый стандарт, который был выпущен при Владимире Путине в должности президента РФ. Среди коллекционеров выпуск так и называют — «Дворцы Путина».
В этой серии большую редкость, а значит, и ценность, представляет почтовая марка «Марфино», с номиналом 3 рубля и с перевернутой (зеркальной) зубцовкой.
«С 2005 года марка периодически встречалась филателистами в гашеном виде на почтовых отправлениях, но в чистом виде до 2012 года найти такую марку не удавалось. На текущий момент известно около 30 сохранившихся чистых экземплярах этой разновидности, большинство из которых находятся в серьезных коллекциях в России и за рубежом, — говорит эксперт. — Есть повод заглянуть в свои альбомы — вдруг вам повезет и сможете найти у себя этот раритет. Даже в гашеном виде такая марка оценивается довольно дорого», — говорит эксперт.
Для сравнения: сейчас на сайте «Мешок.ру» гашеная марка «Марфино» на вырезке с конверта выставлена за 9000 российских рублей, и это минимальная цена аукциона.
«Есть информация, что в прошлом году один из 30 известных „чистых“ экземпляров был продан за 150.000 российских рублей, то есть в 50.000 раз дороже от почтовой стоимости» , — говорит эксперт.
Свидетели перемен
На ценность «дворцов» влияет и техническая сторона истории: эти марки были первыми, какие начали выпускать на самоклеющейся бумаге, и начался закат эпохи «облизывания» почтовых марок. Причем самые первые выпуски печатались во Франции, но «Гознак» быстро наладил производство и в России. Тогда же появились марки с усиленной технологией защиты.
«Не зря марки называют „почтовыми деньгами“. В процессе печати новых тиражей специалистами „Гознака“ внедрялись технологические особенности, влияющие на появление новых вариантов. Российские стандартные марки на текущий момент являются одними из самых защищенных в мире!», — отмечает эксперт.
Лижут только ценители
По словам Сергея, марки можно разделить на две категории — стандартные, которые выпускаются массовым тиражом, используются почтой для подтверждения оплаты отправлений. Они сейчас выпускаются только в виде самоклеек. А есть вторая категория — художественные, их также называют «коммеморативные», они выпускаются к памятным датам или в рамках тематических серий.
«Например, «Флора» или «Фауна», выпускаются ограниченным тиражом и предназначены в основном для коллекционеров, хотя, конечно, при желании ими можно также оплатить почтовые услуги.
Такие марки выпускаются «по старинке» — с клеевым слоем с обратной стороны, который перед наклеиванием нужно «облизать», — заключает эксперт.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть