Павел ХАТИЛОВСКИЙ называет себя «скульптор c бензопилой». Бензопил у него девять, а стамесок – пара сотен. И этими довольно грубыми на вид и звук инструментами он вырезает невероятно живые характеры. Его работы занимали призовые места на крупнейших мировых фестивалях деревянной скульптуры, он объездил полмира на своем «Харлее» с пилами в багаже. Пилит он в среднем около 14 часов в сутки.
- Мой первый фестиваль был на Черном море, очень душевный. Он не коммерческий, простые ребята со всей России собираются, делают кто что может. Ну и я из Беларуси приехал – получился международный статус.
ЗАБРОНИРОВАТЬ ПЕНЁК
- Расскажите о сегодняшних фестивалях. Как проходит конкурсная часть?
- Это адреналин, это всегда шоу. За неделю, а иногда за четыре дня надо накреативить и полностью подготовить скульптуру. На некоторых фестивалях заранее просят эскиз, но по факту очень часто конкурсный материал не соответствует задаче. Иногда я сам прошу выслать мне фото материала и бронирую какое-нибудь бревно. А иногда по условиям может достаться что угодно. Вот приезжаем, например, в Саудовскую Аравию. Там в пустыне лежат какие-то палки, из которых надо сделать изделие по заранее утвержденному эскизу. Но когда у тебя есть опыт, то ничего не страшно.
- Пилы свои везете?
- По-разному. В Швейцарию я летел самолетом, в багаж с бензопилой нельзя. Взял только маленькую электропилку. Выслал эскиз медведя и заранее попросил какой-нибудь ломоть дерева побольше. Пока смотрел, чтобы мой кусок дерева не уволокли, разобрали все бензопилы, остались только маленькие. И надо было ждать, пока хоть одна освободится. А времени на все про все – четыре дня. Ну, я выкрутился. В первый день выпилил голову маленькой пилой, не останавливаясь, а потом уговорил одного из организаторов дать мне свою пилу. А пила – это личная техника, чужих рук не любит. Но он понял, что от меня не отвязаться, пошел и помог мне сделать два среза. Я потом уже все остальное в последний день допилил освободившейся «крупнокалиберкой», а последние штрихи – моей «малышкой». Когда они увидели готового медведя, то просто поразились, а их сердца потеплели.
Иностранный опыт
- Поклонником вашего таланта стал даже президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон.
- Мы тогда работали с «дрифтвудом», в Исландии же своего дерева почти нет, его отлавливают в океане. Была задана историческая тема, поэтому президент проявил большую заинтересованность и организовал нам встречу в своей резиденции. Очень интересный человек, преподает в Лондонском университете и даже шутит на русском языке.
- Много народа обычно пилит?
- Бывают эпические мероприятия мирового уровня – по 400 мастеров почти со всех стран. Это моя академия. Когда смотришь, как работают мастера из Швейцарии, Непала, Америки, Англии, Японии, лучше понимаешь процесс деревообработки, видишь, к чему надо стремиться, а от чего уходить. Наличие у мастера бензопилы за тысячу евро еще не делает его «крутым». Вот, например, Китай. Я до поездки думал, что Китай – это магнитофоны с фонариками на светодиодах и «паленая» электроника, а потом увидел, как там работают мастера, и это перевернуло мое мировоззрение. Они, например, не воротят нос – это «деловая» древесина, это «неделовая»…
- А что значит «деловая древесина»?
- «Деловая» древесина в лесу растет, это ровный ствол без сучков. А вот это «неделовая» (показывает на корягу в углу мастерской). Её я на мусорке нашел. Вон того дядьку из дровины сделал. На пилораму зашёл, там обрубок вижу. Спрашиваю: «Надо вам?» А они говорят: «Забирайте, мы его даже распилить не можем». Бывает, что в городе валят аварийные деревья. Для кого-то они представляют опасность, а мне интересно дать им вторую жизнь. Мика Джаггера сделал из дерева, которое возле моего дома повалили, он тоже несбывшаяся дровина.
- Вы сразу понимаете, что получится из дерева?
- Вот эту голову коня я сделал из корня акации, который нашел в Одессе. Он полый внутри, сразу мне понравился. Я его вертел-вертел, а потом вижу, что один сучок – это глаз, а второй – ухо. Я только скулу подрезал, рот и ноздрю. Природа сама все сделала, я лишь увидел и подчеркнул.
СОХРАНИТЬ ХАРАКТЕР
- А можно материалом испортить идею?
- Когда я работал бутафором, мы резали из пенопласта, добирали объемы веревками, папье-маше. Скульптуру можно изготовить из гипса, дерева, металла. Но если дерево слишком зашлифовать, то получится пластик. Я специально оставляю неровности, какие-то шероховатости. Важно подчеркнуть фактуру материала, акцентировать характер.
- Мотоциклы, пилы – шумные у вас увлечения. Надолго вас еще хватит?
- Помню, как в Прагу на 115-й юбилей «Харли-Дэвидсон» приехала англичанка, которой, на минуточку, 76 лет. Она на своем мотоцикле наездила 100 000 миль. Мой английский не слишком пригодился – я видел эти горящие глаза, эти неподдельные эмоции, которые просто зашкаливали!
Забегать вперед тяжело, но сидеть перед телевизором, запивая пивом бутерброд, и чесать зад я не собираюсь.
- А ближайшие планы?
- Прогнозировать что-то даже на пять лет вперед сложно. Я хочу расти как художник. Мне нравится учиться. Мне нравится делать то, чего не делают другие. И все-таки быть полезным для общества, принося красоту в этот мир!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть