148

Если бы они могли говорить. О чем расскажет крышка канализационного люка

Фото автора / АиФ

У исторических объектов участь разная. Одни из них со временем становятся известными достопримечательностями, музейными экспонатами и даже национальными святынями. Другие же хоть и хранят на себе следы старины, но не попадают в сферу пристального внимания. При этом они общедоступны, их можно разглядывать, трогать руками и даже топтать ногами. К числу последних относятся канализационные люки.

Обычно канализационные люки оказываются в эпицентре общественного внимания по причине трагических случаев. То в них кто-то провалится, то споткнулся и упал. А несколько десятилетий назад был период, когда крышки люков оказались в числе наиболее часто похищаемых предметов. По ночам их крали и потом сдавали на металлолом. Весят они будь здоров, а посему воры на не слабо зарабатывали.

В историческом плане слышал о люках всего два раза. В Витебске о них упомянул экскурсовод. Поведал, что на одной из старинных улиц их несметное количество, претендующее на своеобразный рекорд. Кроме того, в городе сохранилось несколько довоенных люков. Ну и недавно побывавший в г.Багратионовск Калининградской области знакомый рассказал, что там осталось много люков с надписью «Кенингсберг» и названием выпустившего его завода «Одинверг».

Фото: АиФ/ Фото автора

Размышляя над этими «историями под ногами», обратил внимание на крышки канализационных люков в Гродно. Оказалось, достойных внимания хоть отбавляй. Но прежде, чем о них рассказать, стоит затронуть видовое разнообразие люков для целостности восприятия.

Фото: АиФ/ Фото автора

Люки бывают разные

В любом населенном пункте наличествует огромное количество канализационных колодцев. Они состоят из рабочего помещения, шахты и непосредственно крышки, именуемой люком. Назначение колодцев – обеспечение доступа в подземное «царство» ко всевозможным коммуникациям – сточным, ливневым, кабельным или трубопроводным.

Фото: Фото автора

По аббревиатурам на крышках как раз и распознается предназначение колодцев. К примеру, «ГТС» – городская телефонная сеть, «Т» – телефон, «К» или «ГК» – санитарно-бытовая канализация, «В», «ВД», «ГВ» – водопровод, «ТС» – теплосеть, «Д» – ливневая канализация (дренаж) и т.д.

О многом говорят ГОСТы. К примеру, «ЛМ (А15)» – лёгкий малогабаритный люк, «С (В125)» – средний люк, «СТУ (Ф900)» – сверхтяжёлый усиленный люк, «ДБ1, ДБ2 (В125)» – большой дождеприёмник и пр.

Фото: Фото автора
Фото: Фото автора

Есть градация по типу конструкции, которая выделяет проходные, угловые, контрольные и станционные люки. А еще крайне интересно художественное оформление люков. На одном изображены шашечки, втором – волны, третьем – соты, четвертом – мишень и т.д.

Фото: Фото автора
Фото: Фото автора

Встречаются крышки с названиями городов, в которых они произведены, и конкретных заводов.

Фото: Фото автора
Фото: Фото автора

Изготавливаются люки из чугуна, бетона, комбинирования чугуна с бетоном, полимеров, в т.ч. совмещенных с композитными материалами.

Что в имени твоем

Гродненские краеведы уверены, что в городе сохранились даже дореволюционные люки, однако отыскать их сложно. Общее количество крышек исчисляется пятизначными цифрами и даже в исторической части Гродно их очень много. К тому же по мере реконструкции городских улиц периодически ведется замена отслуживших свое старых люков на новые. В результате уменьшается количество тех, на которые могли ступать ноги Николая II, Столыпина, Карбышева, Антонова, Богдановича и иных великих личностей. Тем не менее, даже на основных улочках в сердце Гродно можно увидеть весьма интересные экземпляры.

Фото: Фото автора
Фото: Фото автора

К примеру, люк на крышке которого в обрамлении десятиконечной стилизованной звезды нанесено слово «Телефон», аббревиатура «НКС» (Народного комиссариата связи, – прим. авт.) и изображены молнии. У такого дизайна шведские корни. В конце 19-го века Стокгольм слыл самой телефонизированной столицей Европы. Александр Белл не запатентовал свое устройство на территории Швеции, что позволило предпринимателю и изобретателю Магнусу Эрикссону начать массовое производство телефонной техники. При этом обслуживанием телефонных сетей занималась фирма инженера Хенрика Торе Седергрена – Stockholms Allmänna Telefonaktiebolag (сокращенно – SAT). Логотипом этой компании была трубка Белла, которая предназначалась и для восприятия звука, и для воспроизведения. А два «усика» в ее нижней части – это клеммы для подключения провода. Вокруг трубки – молнии, которыми было принято оформлять эмблемы компаний, связанных с электричеством. В итоге эмблема этой компании и перекочевала на канализационный люк, четко передавая его предназначение.

Фото: Фото автора

Интересен люк в шашечки с надписью: «Велозавод Гродно». Благодаря ей можно узнать, что люк выпущен в цехах нынешнего завода автомобильных агрегатов. Его история началась в 1884 году с появления в Гродно литейно-механической мастерской. В 1939 году ее вместе с мебельной мастерской преобразовали в литейно-механический завод, который спустя 14 лет объединили с Гродненским велосборочным заводом. С 1960 по 1965 год он именовался как Гродненский велосипедный завод. Соответственно в этот период и был выпущен канализационный люк.

Фото: Фото автора

На многих крышках удалось прочесть слово «Сморгонь», и это не удивительно. На их выпуске специализировался «Сморгонский литейно-механический завод». Начинало свою деятельность предприятие в 1946 году, а литейное производство появилось спустя 6 лет. Сначала выпуск шел в малых объемах, но ежегодно обороты наращивались. В результате спустя 20 лет литейный цех работал уже в двухсменном режиме, едва справляясь с заказами. Канализационные крышки стали подлинным брендом предприятия, поставлялись во многие города Советского Союза.

Фото: Фото автора

Интересно, что именно на отдельных сморгонских люках можно увидеть стоимость чугунного люка – 20 рублей в советских деньгах. Выходит, производитель и в те годы стремился себя нестандартно рекламировать.

Фото: Фото автора

В спальном районе Гродно на глаза попали люки, где помимо ГОСТов имеется надпись «Керчь» и годы выпуска – 1969-й и 1970-й. Выпускались они Керченским труболитейным заводом (ТЛЗ). Он был основан в феврале 1961 года на базе литейного цеха местного горпромкомбината и вскоре стал крупнейшим производителем не только канализационных люков, но и труб в масштабах страны. Поэтому его люки и сегодня можно встретить в большинстве городов от Гродно до Владивостока.

Фото: Фото автора

Довольно редкими считаются люки с многочисленными кругами, вписанными в шестеренку. Удалось обнаружить несколько их разновидностей, отличающихся количеством зубьев шестеренок. Такие люки относят к продукции Полоцкого литейно-механического завода, построенного в 1923 году. Во время войны он был полностью разрушен и восстановлен в начале 1945 года. В 1959-1964 годах на заводе провели реконструкцию и расширили производство изделий санитарно-технического назначения из чугуна. Кроме того, предприятие отливало даже знаменитые памятники, посвященные войне 1812 года.

Фото: Фото автора

Самыми интересными в художественном плане являются люки с изображением герба Гродно, года его основания (1128 г.) и стилизованной короны, указывающей на исторический статус. Кроме того, на них есть надписи «Водопровод» или «Теплосеть». В большом количестве их можно увидеть на центральной Советсткой улице. Что примечательно, название города на люке написано не только на русском, белорусском и английском языках, но еще и на китайском. Такие люки появились в 2018 году к XII Республиканскому фестивалю национальных культур – масштабному мероприятию, собирающему тысячи людей с разных уголков земли.

Фото: Фото автора

Возвращаясь к велосипедной теме, нельзя обойти стороной современные люки с изображением этого двухколесного транспортного средства. Они словно напоминают горожанам о внимательности при передвижении по тротуарам, которые «поджаты» многочисленными велодорожками. Гродно – город массового велодвижения.

Дорожные костыли

Помимо люков, на городских тротуарах, ступенях лестничных маршей, бордюрах и пр. можно встретить шляпки купных гвоздей.

Фото: Фото автора

Это вбитые железнодорожные костыли, используемые для скрепления рельс и деревянных шпал в железнодорожном полотне. Явление загадочное, вызывающее множество домыслов. Но отсылка к некой исторической традиции тут неуместна. Все гораздо проще.

Фото: Фото автора

Это так называемые межевые знаки – своего рода маркеры для обозначения точек поворота границ земельных участков. Согласно требованиям, костыли, металлические дюбели или арматуры забиваются представителями землеустроительной службы на уровне каменной, бетонированной или заасфальтированной поверхности. Так что до исторических раритетов им очень далеко.

 

Владимир Сиверин

фото автора

Оставить комментарий (0)