Но отсутствие продолжения не мешает нам раз за разом пересматривать «Покровские ворота», которые давно уже растащили на цитаты: «Спит родимый аквариум», «Заметьте - не я это предложил!», «Высокие, высокие отношения!», «Ты любить не способен, как все тайные эротоманы», «А кто не пьёт - назови, нет, я жду!» и т. д.
Со сцены - на экран
Сначала «Покровские ворота» известного драматурга Леонида Зорина семь лет, с 1974 г., были успешным спектаклем Московского театра на Малой Бронной в постановке Михаила Козакова, которую он решил затем перенести на экран. О спектакле сегодня помнят лишь историки театра, а фильм сразу стал неимоверно популярным. Его полюбили за эту его нежность ко времени и людям, к Москве и москвичам, за лёгкий ностальгический флёр, простодушную чистоту, юмор. И, конечно, за безукоризненное мастерство режиссёра и всего многолюдного актёрского ансамбля - от начинающего и никому не известного тогда 21-летнего Олега Меньшикова до великолепно-аристократичной Софьи Пилявской (потомственной польской княжны), тёти Костика, и матёрого Леонида Броневого.
Кстати, изначально Козаков «ставил» трио Хоботов - Маргарита Павловна - Савва Игнатьевич на звёзд: Наталью Гундареву, Андрея Миронова и Никиту Михалкова (которому не понравился сценарий). Но Миронов всё-таки был слишком «столичным», явным любимцем женщин для роли недотёпы Хоботова. Козаков сказал ему: «Ты слишком известен для жителя коммуналки». На пробах Миронов играл очень смешно (прекрасный комедийный артист!), но Козакову виделся в этой роли эдакий «еврей евреич» с соответствующей наружностью. Гранд-даму и бой-бабу Маргариту Павловну могла сыграть и ещё одна звезда - Людмила Гурченко, а Савву - Евгений Лазарев.
Но нет худа без добра - теперь невозможно вообразить эту «держащую» весь сюжет троицу без Инны Ульяновой, Виктора Борцова и Анатолия Равиковича (всех их, увы, уже нет в живых). Иначе это была бы совсем другая картина. Ко времени съёмок фильма каждый из троих был практически неизвестен в кино. Борцов много играл в своём родном Малом театре, Ульянова запомнилась лишь в крошечной роли нетрезвой «дамы с лисой» в «Семнадцати мгновениях весны» («В любви я - Эйнштейн!»), а Равикович в свои 46 лет служил в Ленинградском театре им. Ленсовета, но на экране не засветился. «Покровские ворота» принесли всем им заслуженную популярность. Равикович роль Хоботова да и сам фильм и режиссёра-тирана не жаловал, но понимал, что «сросся» со своим обаяшкой Львом Евгеньевичем накрепко (даже в рекламу его приглашали в хоботовском обличье). И своего друга Александра Демьяненко утешал, когда тот переживал, что стал навсегда «Шуриком»: что же делать, такова жизнь актёрская…
Не Покровка, а...
Перенос пьесы на экран дал ей дыхание, воздух московских улиц и бульваров. Уют светящихся окон в домах, шелест осенних листьев под ногами, шум летнего ливня, морозный ветер и музыку на катке… По поводу главного «героя» фильма - дома у Покровских ворот - есть мнение, что это дом №10 по Нащокинскому переулку, с фасадом на Гоголевский бульвар. Его не снесли, как следует из начальных кадров фильма, но реконструировали в 1990-х годах до полной неузнаваемости. Однако нужный дом лучше поискать на Петровском бульваре, где снимал комнату в молодые годы автор (пьесу-то Зорин писал автобиографическую). Концерт Велюрова вполне мог состояться в саду «Эрмитаж», где его и снимали. Маргарита Павловна с Саввой Игнатьевичем вполне могли посетить белоколонный кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (в этом здании теперь - театр «Современник»). Да и смотреть в фильме они идут, судя по афише, «Карнавальную ночь» с юной Гурченко, вышедшую аккурат в 1956 г., когда и происходят события пьесы (привет Эльдару Рязанову!). Другой кинопривет - самому себе: тётя Костика Алиса Витальевна смотрит по телевизору чёрно-белый фильм «Убийство на улице Данте», где Козаков сыграл свою первую роль. Каток, где скользят по льду наши герои, тоже снят на Чистых прудах - поблизости от Покровских ворот.
Режиссёр снимал Москву с любовью и удовольствием. И Цирк на зимнем Цветном бульваре с клоунами-зазывалами - абсолютно реальный, вот только палатку, где Велюров пьёт пиво, «тоскуя, как Блок», специально построили для съёмок. И ворота Новодевичьего монастыря, где мёрзнет в это время Людочка (Елена Коренева) в ожидании Хоботова, и памятник Пушкину, где встречаются «потенциальный муж» Костик и Рита (24-летняя актриса Валентина Воилкова вскоре и сама вышла замуж за француза и уехала в Париж, где живёт и поныне).
А ведь невиннейшей комедии Козакова могло и не быть! Если бы не… Феликс Эдмундович Дзержинский. Козаков до этого не раз отказывался от этой роли в фильме «Государственная граница», хотя его утверждали без проб. И вот Госкино, использовав желание Михаила Михайловича непременно снимать «Покровские ворота», поставило его перед жёстким выбором: либо играть главного чекиста, либо фильма не будет. Тот вынужден был согласиться. Но роль в итоге получилась умной и яркой, за неё Козаков получил три премии - две от КГБ и одну Государственную.
Сложности возникли и накануне сдачи фильма в 1982 г. Глава Гостелерадио обозвал фильм «мерзостью», клеветой на советскую семью и покушением… на Кремль! А тут ещё Елена Коренева, сыгравшая Людочку, вскоре после окончания съёмок вышла замуж за американца и эмигрировала в США. По тем временам это было очень серьёзным идеологическим «пятном» и на репутации режиссёра, и на судьбе его фильма. Но Андропов, ставший новым генсеком ЦК КПСС, заявил, что стране нужно больше кинокомедий. И фильм Козакова «на полку» не угодил. Правда, показали его по ТВ лишь в феврале 1983 г., и после этого он был как бы «забыт» - ровно на 3 года, до февраля 1986-го. А с тех пор он с экрана так и не сходит.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть