В декабре прошлого года британский археолог Карина Гринстоун (в 1977-1982 гг. она участвовала в раскопках руин минойской цивилизации) выступила с любопытным заявлением. По её мнению, монстр Минотавр, якобы обитавший во II тысячелетии до н. э. на острове Крит, отнюдь не мифическое, а… реальное создание. «Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре. Это чудовище с бычьей головой, родившееся от связи Пасифаи, жены критского царя Миноса, с быком. Минотавр жил в построенном инженером Дедалом лабиринте и ежегодно пожирал семерых детей. Так же, раз в 8 лет, монстру доставлялись на съедение четырнадцать юношей и девушек из Афин. Просто страшная сказка? Но ещё в 1798 году на Крите обнаружили три захоронения, благодаря чему можно сделать вывод - Минотавров было…несколько десятков. В могилах покоились человеческие скелеты: на месте головы у мертвецов лежал… бычий череп».
Культ кровожадного монстра
- Я почти на сто процентов уверен, что облик Минотавра - это ритуальная одежда жреца, - считает греческий историк Янис ТЕОДОРАКИС. - Сейчас большинство учёных сходятся во мнении - на Крите действовал культ бога Баал-Хаммона, его принесли с собой захватившие остров «люди моря», то есть финикийцы. Идолом оккупантов был металлический бык, и в храмах жрецы надевали головной убор в виде бычьей головы. Этим и объясняются захоронения жрецов вместе с черепами животных. Именно Баал-Хаммону было принято жертвовать детей - для победы в войне. Убийство Минотавра героем Тесеем, очевидно, знаменует собой прекращение культа Баал-Хаммона на Крите.
КСТАТИ | |
---|---|
Подтверждение среди историков находит и миф о золотом руне. Согласно преданию, за этой шкурой барана из чистого золота в кавказское царство Колхида прибыла экспедиция на корабле «Арго» во главе с греком Ясоном. Казалось бы, баранов с золотой шерстью в природе точно быть не может. Но не всё так просто. В древности на Кавказе старатели добывали драгоценный металл, на трое суток погружая овчину в золотоносную реку: крупицы золота цеплялись за шерсть. Ещё в начале XX века в горных районах Турции, Грузии и Азербайджана золото «намывали» именно таким образом. Возможно, за этими шкурами (или, точнее, за золотыми месторождениями) и охотились аргонавты. |
Впрочем, имеется и другая версия смерти «человека-быка».Античный историк Плутарх пишет, что образ монстра один в один списан с начальника стражи царя Миноса - Тавра, отличившегося злобой и жестокостью, убившего сотни безоружных пленников. Гербом убийцы-стражника была белая бычья голова на щите…
Впрочем, собственно, Минотавром мифологические сенсации последних лет не ограничиваются. Учёные Турции и Ирана давно дискутируют по поводу древнегреческого мифа о царе Мидасе. Как известно, этот правитель попросил у бога Диониса особый дар - всё, к чему прикасается Мидас, должно превращаться в золото. Эта способность и стала его проклятием: отныне Мидас не мог есть и пить, он убил свою дочь, обратив её в золотую статую. Умирая с голоду, царь упал на колени перед Дионисом и просил забрать назад волшебный дар. Бог приказал алчному монарху искупаться в реке Пактол (ставшей с тех пор насыщенной золотым песком), и царь избавился от своего проклятия.
Стада карликовых слонов
- Летописи городов древней Анатолии не оставляют сомнений: Мидас - не мифологический «мутант», а обыденный царь, - утверждает профессор Сулейман РАХМАНИ из турецкого города Эдирне. - Он правил Фригией перед Троянской войной, в XIII веке до н. э. В чём же причина слухов о «золотом прикосновении»? Мидас был очень удачлив в торговле. Он стал обладателем огромного состояния, его запасы золота многократно превышали казну любого из греческих государств. «Царь Фригии продавал соль - цены росли, продавал пшеницу - и она дорожала, - указывается в хрониках Вавилонского царства. - Всё, за что брался Мидас, превращалось в деньги». Видимо, умение вести бизнес и сформировало этот миф. Мидас сделался символом богатства. Потом во Фригии царей часто называли его именем - считалось, оно приносит удачу. Например, другой Мидас, царствовавший в VII веке до н. э., также был сказочно богат.
Да что уж там Мидас! Год назад на конференции в Академии искусств Миннеаполиса (США) учёные всерьёз обсуждали: действительно ли, что циклопы - это целый народ, населявший острова Средиземного моря? Древнегреческий поэт-сказитель Гомер, повествуя о великанах с одним глазом во лбу, не подвергал их существование сомнению - по словам автора «Одиссеи», одноглазые монстры жили на Крите и Мальте. «Отец истории» Геродот в V веке до н. э. описывал племя скифов-аримаспов - гигантов с глазом вместо носа: ряд исследователей полагает, что это вполне реальный кочевой народ. В 1914 году австро-венгерский палеонтолог Отенио Абель выдвинул более «приземлённую» теорию: мол, легенды о циклопах основаны на находках древними греками… скелетов вымерших карликовых слонов. В центре черепов этих животных (обитавших как раз на Крите и Мальте) была крупная впадина от бивня, схожая с громадным глазом.
Стоит упомянуть, что вплоть до конца XIX века в Европе были уверены: город Троя - плод фантазий Гомера, а Троянская война - его же искусная выдумка. Однако в 1876 году археолог-любитель Генрих Шлиман потряс научный мир, обнаружив на раскопках в Микенах веские доказательства существования Трои. Как знать - может быть, и прочие древнегреческие мифы описывали вполне реальные события, также переложенные в сказочную форму? Нам ещё предстоит в этом разобраться.
Виктор Мартов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть