Признание может прийти к актеру, как считается, в любом возрасте — главное, дождаться «своей» роли, которую полюбят и запомнят зрители. Нину Дорошину это признание настигло, когда ей исполнилось пятьдесят лет. В её карьере уж было четверть века на сцене театра «Современник», больше двадцати сыгранных ролей в кино, почётное звание заслуженной артистки РСФСР — «за заслуги в области советского театрального искусства». Но «той самой» роли у неё так и не случилось — во всяком случае, в кино. И не случилось бы, если бы в «Современник» как-то не заглянул режиссёр Владимир Меньшов...
«Первый эшелон» и «Первый троллейбус»
В принципе, у Дорошиной и до этого было много встреч, которые определяли её жизненный путь. Родилась она 3 декабря 1934 года в подмосковном Лосиноостровске (сейчас один из районов столицы). Накануне войны её отца отправили в долгую командировку в Иран — закупать пушнину для Красной армии; обратно в СССР их семья вернулась уже после Победы. Проведённые за границей годы не прошли даром — 12-летняя Нина не только выучила персидский язык, но и твёрдо решила стать актрисой. Много позже коллеги говорили, что она очень настойчивая и целеустремленная, так что итог был закономерным — после школы Дорошина стала студенткой театрального училища имени Щукина, а потом и актрисой труппы театра-студии киноактёра. Но встреча на съёмочной площадке фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» с молодым Олегом Ефремовым двинул её карьеру совсем в другую сторону.
Их знакомые вспоминали, что это была взаимная любовь — Ефремов и Дорошина искренне любили друг друга. Он даже позвал её в театр «Современник», идеологом и художественным руководителем которого он был — это случилось в 1959-м. Дорошина играла в спектаклях по пьесам Виктора Розова и Евгения Шварца, Чехова и Горького — не всегда главные роли, но всегда — достаточно заметные. Вот только её с Ефремовым любовь оказалась странной. В какой-то момент пара рассталась, Ефремов женился на актрисе Алле Покровской, а Дорошина... 28-летняя Дорошина согласилась выйти замуж за 21-летнего Олега Даля. Даль тогда только окончил Щепкинское училище и был принят в «Современник», они и познакомились-то во время показов выпускников, на котором опытная Дорошина согласилась помочь молодому человеку; чуть позже они снимались вместе в фильме «Первый троллейбус». И вскоре объявили коллегам о свадьбе.
Через много лет в интервью Дорошина признавалась, что этот брак и не должен был продержаться долго, потому что замуж она выходила «назло» — назло Ефремову, конечно. Уже на самом свадебном застолье случился скандал — пришёл Ефремов и начал оказывать знаки внимания своей бывшей пассии; Даль вспылил и ушёл из дома на три дня. Свидетелей этого было слишком много, так что замолчать неприятную ситуацию не удалось бы; Даль и Дорошина вскоре развелись, хотя и продолжали играть на одной сцене. Правда, и брак Ефремова с Покровской тоже долго не продержался — в том числе и потому, что была незамужняя Дорошина. Казалось — вот, судьба дала им второй шанс... Но нет. Пара так и сосуществовала вместе долгие годы, пока чувства и надежда не угасли окончательно. Возможно, именно поэтому Дорошина не ушла вслед за Ефремовым, когда того назначили худруком МХАТа, а осталась в «Современнике»...
«Распределение оказалось удачным»
Именно этот шаг и привел Дорошину в фильм Меньшова. В 1982-м режиссёр находился в поиске — совсем недавно его фильм «Москва слезам не верит» стал телевизионным хитом, получил «Оскар» в иностранной категории, и Меньшов очень не хотел, что называется, уронить планку. Пьеса сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби», по которой в «Современнике» поставили очень популярный спектакль, показалась ему подходящей для экранизации.
«В "Современнике" вроде и особой режиссуры не наблюдалось, и создавался он, как рассказывали, едва ли не всем коллективом в традиции самодеятельного театра... [Но] Распределение главных ролей оказалось удачным», — писал Меньшов в мемуарах «Судьба протягивает руку».
Впрочем, актёров ему пришлось подбирать фактически заново — главного героя, Василия Кузякина, после долгих колебаний согласился сыграть Александр Михайлов, на роли дяди Мити и бабы Шуры подошли супруги Сергей Юрский и Наталья Тенякова, а разлучницей стала Людмила Гурченко.
Дорошина же сразу приглянулась Меньшову, но и насчет неё он какое-то время колебался.
«Переиграть её невозможно»
Пожалуй, сейчас сложно представить, что роль Нади Кузякиной сыграла бы другая актриса. Меньшов называл главным успехом сценической версии «Современника» именно Дорошину: она, мол, «просто ошеломляла правдоподобием и узнаваемостью».
«Дорошина много и успешно играла в "Современнике", но, думаю, была рождена именно для роли Нади», — писал режиссёр.
Проблема была в перфекционизме режиссёра — он не был уверен, что на эту роль можно брать актрису, которая удачно сыграла её в театре, и задумывался о другом подходе.
«Следуя этим представлениям о профессии, я предложил попробоваться Любе Полищук. Думаю, она бы сумела здорово сделать эту роль, но, к счастью, мне удалось справиться с собственными предрассудками, и я взял Дорошину — всё-таки в этой роли переиграть её невозможно», — признавался Меньшов.
Успех был безусловным. В советском прокате «Любовь и голуби» посмотрели 44,5 млн зрителей — по этому показателю он уступил только индийскому музыкальному «Танцору диско», у которого было 60,9 млн. Ну а по количеству ушедших в народ цитат фильм Меньшова заметно обогнал конкурента, и многие из них принадлежали как раз героине Дорошиной. «Людк, а Людк! Глянь, чё делается!», «Ах, ты, сучка ты, крашена!», «Какая тут любовь, когда вон воздуха не хватат, надышаться не могу, а в груди жгёт, как будто жар из печки глотнула», «Ты ли, чё ли?»...
Этот фильм стал для Дорошиной каким-то рубежом. Вскоре она стала народной артисткой РСФСР — правда, опять за заслуги «в области советского театрального искусства». Вышла замуж — за мастера по свету из «Современника» Владимира Ишкова; они прожили вместе двадцать лет, до самой смерти Ишкова в 2004 году. А ещё Дорошина почти рассталась с кино — после фильма Меньшова она сыграла на экране лишь пять ролей.
Скончалась Дорошина в апреле 2018-го. Ей было 83 года, у неё были проблемы с ногами, она с трудом выходила на сцену родного театра... Но на пенсию не уходила — детей у неё не было, она жила только ради «Современника» и ролей в нём.
Памяти актрисы Нины Дорошиной
Памяти актрисы Нины Дорошиной
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть