10 сентября 1955 года родилась Лариса Долина — советская и российская джазовая и эстрадная певица и народная артистка России.
Когда в 1982 году в фильме Константина Бромберга «Чародеи» прозвучала песня «Три белых коня», многие зрители были уверены — поет исполнительница роли девочки Нины Анна Ашимова. Потом, конечно, недоразумение разрешилось; оказалось, что голоса юной актрисы в фильме вообще нет — говорит за неё Светлана Харлап, а песни поют профессиональные певицы Ольга Рождественская («Песня о снежинке») и Лариса Долина, голос который так подошел Ашимовой в «Трех белых конях».
При этом Ларису Долину к тому времени любители музыки уже знали. Она уже получила несколько призов на советских и международных фестивалях — в Сочи в 1978-м, в Таллине в 1979-м и в Чехословакии в 1981-м. И у неё были свои три коня (возможно, даже белых), которые и довезли её до всесоюзной славы, — талант, немного удачи и бесконечное трудолюбие.
Талант
Лариса Долина (настоящая фамилия — Кудельман, сценическим псевдонимом она сделала девичью фамилию матери) родилась 10 сентября 1955 года в Баку. Её родители оказались там во время Великой Отечественной — были эвакуированы в Азербайджан из Одессы. Выросла, правда, она в Одессе, и именно там выяснилось — у маленькой Ларисы абсолютный слух и сильный голос. Она занималась в музыкальной школе и, впрочем, не только там — родители дали дочери достаточно разностороннее образование.
В профессию Долина вошла достаточно рано. В пионерском лагере на летних каникулах она впервые выступила как солистка с ВИА «Магелланы», да так и осталась в этом коллективе на несколько лет. В 15 лет она вообще стала артисткой Одесской филармонии — случай достаточно беспрецедентный даже в СССР с его отработанной системой поиска талантов. В школе, правда, пришлось доучиваться заочно, но трудностей не возникло.
Дальше всё происходило относительно быстро и даже в каком-то смысле гладко. В 18 лет Долина перебирается в Ереван, становится солисткой в ВИА «Армина», потом она перешла в в Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна, переехала в Баку, в Государственный эстрадный ансамбль Азербайджана — сейчас такое сложно представить, но тогда было возможно и не такое. А потом случай свел её с оркестром «Современник», руководителем которого был джазовый дирижер и композитор Анатолий Кролл.
Немного удачи
Собственно, призы различных песенных фестивалей и конкурсов — почти непременная строка в достижениях многих исполнителей и музыкальных коллективов 70-х и 80-х. Это был тот самый отбор, в котором пробивались, может, не самые модные (рок-группы всё же редко сходились на одной сцене с эстрадными исполнителями), но самые талантливые. Так что победы в Сочи или в Чехословакии относительно закономерны. А вот исполнение песни в «Чародеях» — уже, пожалуй, удача; Бромберг и композитор Евгений Крылатов могли пригласить любую другую певицу. Но пригласили именно Долину.
Любопытно, что и до «Чародеев» Долина успела прозвучать в кинематографе — может, не так громко. Она спела одну из песен в «Бархатном сезоне» (и даже сыграла роль певицы), в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова именно она пела за Эмилию (её играла Екатерина Васильева) куплеты «Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь», а в фантастической притче «31 июня» пела за леди Нинет (актриса Людмила Власова). Но после «Чародеев» всё стало иначе.
Бесконечное трудолюбие
В 80-е казалось, что Долиной чрезвычайно много — она была звездой эстрады, которая вдруг взорвалась каким-то соцветием имен, популярных и поныне; в этом соцветии было легко потеряться, но она не потерялась. Снималась и пела в кино — «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» Карена Шахназарова, «Танцплощадка», «Самая обаятельная и привлекательная», «Остров погибших кораблей», «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой, «Убить дракона» Марка Захарова.
Ещё она активно гастролировала с различными программами, сама ставила свои шоу, окончила музыкальное училище и институт имени Гнесиных. Записывала новые песни, принимала участие в фестивале «Песня года» (и побеждала там), уже в 1993-м стала заслуженной артисткой России (а в 1998-м — и народной).
В дискографии Ларисы Долиной множество студийных альбомов, она записывает новый материал постоянно; много видеоклипов на её песни. И есть одна композиция, которую она с полным правом может назвать своей личной. Это «Погода в доме» — лирическая песня, которую певица представила в середине 90-х. Стихи к ней написал Михаил Танич, а в видео на эту композицию пару Долиной составил актер Алексей Булдаков. И сейчас «Погода в доме» почти непременно звучит на каждом концерте Долиной.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть