Не стало великого русского композитора – Родиона Щедрина, автора 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов и многих других произведений. Практически все оперы и балеты Щедрина были созданы по мотивам произведений русских классиков: Гоголя, Чехова, Лескова, Толстого.
И, конечно же, имя Щедрина неразрывно связано с его Музой – великой балериной Майей Плисецкой, для которой он писал балеты.
«В голове одна музыка»
«Аргументы и факты» связывала долгая дружба с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой – знаменитая пара приезжала в наш особняк на Мясницкой много раз. А уж сколько раз великий композитор дал интервью для «АиФ», и не сосчитать. И каждый раз Родион Константинович подчёркивал: «Мы с Майей очень любим вашу газету, читаем каждый выпуск. Передавайте огромный привет сотрудникам редакции. Майя Михайловна всегда в Мюнхене говорила: «Давай съездим на вокзал, купим новый «АиФ».
Конечно, бывал и «АиФ» в гостях у знаменитой пары. Сегодня много говорят о Музее-квартире М. М. Плисецкой на Тверской, 25/9: он появился, когда Родион Константинович после смерти Майи Михайловны передал в дар государству их московскую квартиру. Но квартир на самом деле было две: располагались они по соседству, дверь в дверь. В одной – царство Майи Плисецкой: белая круглая гостиная с её афишами, статуэтками, портретами. Другая – владение Родиона Щедрина: рояль, огромные книжные шкафы, стопки партитур.
Помню, Родион Константинович рассказывал: «Когда Майя вышла за меня замуж, одна балерина Большого театра спросила её: «Как можно жить с человеком, у которого в голове одна музыка?» «Можно, и очень даже неплохо можно», – ответила Майя».
Союз Щедрина и Плисецкой состоялся благодаря музе Владимира Маяковского Лиле Брик – именно она познакомила молодого талантливого композитора с балериной. «Лиля любила сводить тех, кому она симпатизировала, кого считала одарёнными людьми, – вспоминал Щедрин в очередной беседе с «АиФ». – Я ей навсегда благодарен за наше с Маечкой знакомство. Знаете, меня всегда считали большим любителем балета. Но это не так. Балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман, Майя была моей Музой. Она была не только великой балериной, но и человеком великим… У неё можно было жизненной мудрости поучиться. Майя очень любила пословицу: «Сладок будешь – расклюют, горек будешь – расплюют». В 29 лет он посвятил Плисецкой оперу «Не только любовь».
Выставка одного платья в музее-квартире Майи Плисецкой
Выставка одного платья в музее-квартире Майи Плисецкой
В начале их отношений Майя забеременела. Но сделала аборт. В одной из наших бесед я осторожно задала вопрос Родиону Константиновичу: не сожалеет ли он, что у них, двух таких талантливых людей, нет детей? Ведь это мог быть гений… «В прошлое не всегда хочется заглядывать, потому что ничего не можешь скорректировать, – ответил тогда «АиФ» Родион Щедрин. – Только себя растравлять. После родов с любой женщиной происходят изменения. Многие балерины потеряли свою профессию. Хочешь не хочешь, и Майя Михайловна пишет об этом в своей книге, надо было делать выбор».
Их брак продлился 57 лет, став одной из самых красивых историй любви.
«Он не был мягким»
«Щедрин свою жизнь посвятил жизни Плисецкой, – рассказывает «АиФ» 92-летний двоюродный брат Майи Плисецкой Борис Мессерер, создавший сценографию балета «Кармен-сюита» 1967 года. – Он написал в короткий срок «Кармен-сюиту», тем самым дав возможность Большому театру поставить именно спектакль, а не концертный номер, как сначала хотело руководство театра. Приглашение с Кубы балетмейстера Альберто Алонсо – это вообще была громкая история. Большой театр был очень консервативен. Иностранный балетмейстер? Даже думать об этом было нельзя. Даже если это дружественная нам Куба, как в случае с Алонсо. Но Майя пробила эту стену. А Щедрин способствовал ей ещё и тем, что написал музыку. Что же касается их личных отношений, Майя Михайловна всегда была несколько категоричной, а Щедрин её как-то смягчал. Но он не был мягким человеком. Майе он безумно помогал и способствовал её успехам, как мог, написав ещё «Анну Каренину», «Чайку» и так далее».
«Мой последний разговор с Родионом Константиновичем был в кабинете Гергиева, – вспоминает в беседе с aif.ru заслуженный артист РФ, солист Большого театра, партнёр Плисецкой во всех балетах Родиона Щедрина Виктор Барыкин. – «А давайте сейчас Родиону Константиновичу позвоним», – сказал Гергиев. Он набрал телефон, Щедрин был в Мюнхене. «Родион Константинович, у меня для вас сюрприз». И Родион Константинович очень тёплые слова обо мне сказал по громкой связи: «Витька хорошо всё знает, что касается моих балетов. Он всем поможет, всегда обращайтесь к нему». В спектаклях на музыку замечательного композитора Щедрина я был партнёром Майи Михайловны и в «Чайке», и в «Кармен-сюите», и в «Анне Карениной». Всегда рад был танцевать под произведения Щедрина. Хотя у Родиона Константиновича достаточно сложная музыка, особенно в «Чайке». Но всегда любимая. Щедрин говорил: «Только ты можешь спеть мою музыку». Я правда начинал напевать, когда репетировал… Также я бессчётное количество раз ставил потом его спектакли в разных городах и странах.
Родион Константинович был доброжелательным человеком. Даже если ему что-то не нравилось, он пытался смягчить ситуацию и объяснить по-человечески, не делая из этого проблему и трагедию.
Помню один момент перед премьерой «Анны Карениной» в Мариинском театре. По сюжету на сцену выезжал поезд и должен был поворачиваться. И когда на генеральной репетиции один вагон начал поворачиваться, проломилось дно и раздался дикий скрежет. Я сразу вскочил и побежал к Майе Михайловне – они с Родионом сидели в ложе. Плисецкая начала возмущаться: «Ну вот, как всегда! Всё время что-то происходит!» А Родион начал её успокаивать: «Майя, успокойся, завтра всё будет хорошо».
На премьере всё прошло успешно… И эта история очень отражает их взаимоотношения. Майя, как правило, очень импульсивно реагировала. А Родион всегда пытался направить её эмоции в нужное русло. И всегда поддерживал её. Недаром Плисецкая завещала смешать её прах и Щедрина. И развеять над Россией».
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Эти строки Александра Сергеевича Пушкина, мне кажется, вполне могли бы быть адресованы союзу Щедрина и Плисецкой. Любовь — мелодия. Мелодия их любви двигала их духовный мир к вершинам искусства, - объяснил aif.ru режиссёр, драматург, основатель и художественный руководитель Московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. - Ведь, что такое великий композитор? Это изобретатель звуков, не просто звуков, а звуков особого типа, звуков, сложенных в определённую гармонию. И в этом смысле Щедрин был мастером, с одной стороны, очень доходчивой музыки. Он даже сочинял песни для фильмов, и эти песни, например «Не кочегары мы, не плотники», пела вся страна. В общем, такая незатейливая мелодия, которая ложилась, как говорится, на сердце, и все, кто видел картину с участием Николая Рыбникова (из кинофильма 1957 года «Высота». – Ред.), помнят эту песенку. Но Щедрин, он, конечно, сочинял и очень сложные музыкальные произведения, я бы сказал невероятной сложности. И оставался современным композитором. Он написал музыку для балета «Конёк-горбунок», вроде бы детский, но такой философский сюжет, и одна из вершин нашей национальной культуры. Он сочинял музыку для чеховских сюжетов: сделал «Чайку» в балетной интерпретации в Большом театре. Я помню балет, я был на премьере. И мне было интересно узнать в Щедрине ещё и автора либретто своих собственных опер. То есть он, как правило, не давал никому из драматургов сочинять либретто, потому что музыкальное мышление требовало того, чтобы он сам прочувствовал музыкальные решения в драматургии и сам для себя создавал сценарии, можно сказать, балетные пьесы. И он не просто мастер, а большой мастер, великий мастер. И его творчество, его наследие, конечно, будет принадлежать нам и следующим за нами поколениям».
Вместо эпилога
«Вечно, неизменно, навсегда»
«Эта семья невероятно любимая и уважаемая нами, – призналась «АиФ» народная артистка РФ Илзе Лиепа, ставшая первой российской балериной, исполнившей после Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина. – Уход Щедрина – невероятная утрата для нашего искусства. Такое ощущение, что закончилась эпоха большого композитора. То, что Щедрин дал русской музыке и балетному искусству, создав столько спектаклей для Майи Михайловны, наверное, самое большое подтверждение его любви. На каждой его партитуре написано: «Майя Плисецкая. Вечно», «Майя Плисецкая. Неизменно», «Майе Плисецкой навсегда».
«Характер – это и есть судьба»: яркие цитаты Майи Плисецкой
«Характер – это и есть судьба»: яркие цитаты Майи Плисецкой














«Ничего, кроме неприязни». Три брака и три развода Ларисы Долиной
Лена, Инна, Эля, Оля… Из-за кого влюбчивый Гафт дрался с Табаковым
Визитная карточка. Вальс Евгения Доги признан ЮНЕСКО шедевром
Табаков, Жигунов, Бондарчук. Долгие браки звезд, закончившиеся разводом
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть