19 января исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Михаила Ножкина. В кино, причем сразу на главную роль в картине «Ошибка резидента», Михаил пришел, уже будучи состоявшимся… поэтом. Это он автор хитов «Опять от меня сбежала последняя электричка» и «Мы вам честно сказать хотим». Но главными в его творчестве были и остаются стихи о России и Великой Отечественной войне, которую он пережил ребенком.
«Человек должен сначала что-то сделать, а уж потом качать права»
Ножкин родился 19 января 1937 года в Москве в семье рабочего Ивана Ножкина и медсестры Клавдии Ножкиной. Мальчику рано пришлось стать самостоятельным. Отца призвали в армию, как только началась война.
Михаил оставался в Москве с мамой и старшей братом. Мама работала в три смены хирургической медсестрой в военном госпитале, брат, как только ему исполнилось 13 лет, пошел работать на завод. Пятилетний Михаил оставался дома за старшего.
«Помню, как мальчишкой часами стоял в очереди за мукой, хлебом, керосином. Притом каждые пару часов приходилось переписываться. Вдруг кто-то ушел, умер… Сейчас даже слушать страшно, а тогда это было естественно. Военное время, — рассказывал в одном из интервью Михаил Иванович. — А ещё нужно дров натаскать, уголь раздобыть, печь натопить. Если мать и брат с работы придут, а я ничего не сделал, то меня даже ругать не надо было, я бы сам со стыда лопнул. Мы с детства привыкали быть частью общества, знали свои обязанности, а о правах никто и не вспоминал. Нас учили: человек должен сначала что-то сделать, а уж потом качать права. Сегодня это колоссальная проблема — воспитание молодежи. Здоровые обалдуи сидят на шее у родителей. Избалованность, инфантильность. Одни права человека на уме. Вокруг тебе все должны. А ты-то зачем появился на свет? Пищу переваривать?»
Первое публичное выступление Миши как артиста состоялось в госпитале, где трудилась его мама. Ему было пять лет. На Новый год собралась стайка ребятишек, чтобы поздравить раненых бойцов. Пели песни, читали стихи, плясали. Позже Ножкин признавался, что, несмотря на малое количество лет, он прекрасно осознавал, какая на нем ответственная миссия: детские поздравления напоминали бойцам о родном доме, о мирной жизни, они понимали, что надо выкарабкиваться и идти спасать страну от неприятеля.
«С тех пор я всегда знал, выходя на сцену, что главное — сделать что-то нужное людям, сказать что-то важное. Иначе зачем все это?»
Сначала стал прорабом на стройке
Мечты о сцене зародились у Михаила тогда же, в детстве. Но послевоенная жизнь диктовала свои условия. После школы он поступил в строительный техникум Моссовета, окончив который получил квалификацию по трем специальностям: фрезеровщка, слесаря по обработке древесины и арматурщика. Рабочая карьера будущего известного артиста началась на стройке с должности мастера. Вскоре он стал прорабом. В свободное время Михаил выступал в художественной самодеятельности. Сочинял стихи. Его энергии хватило на то, чтобы, продолжая днем работать на стройке, вечером заниматься в студии при Театре эстрады, куда он поступил на вечернее отделение. Во время учебы Михаил начал выходить на профессиональную сцену. В итоге после окончания студии он был принят в основной состав труппы Театра сатиры. В это же время он начинает писать стихи для эстрады. И первая известность к Ножкину приходит именно как к поэту-песеннику.
В кино Михаил Ножкин дебютировал в картине «На два часа раньше», а затем был фильм «Ошибка резидента», принесший ему всесоюзную известность. В картине он сыграл контрразведчика Павла Синицына, который ведет профессиональный поединок с засланным в СССР западным резидентом. В основу сценария была положена реальная история.
«Детектор лжи» прошел с первого раза
В этом фильме впервые на экране появляется «детектор лжи».
«Нас консультировала контрразведка, профессиональные кураторы. Пленку отсматривали на самом верху, — рассказывал Михаил Иванович. — Они пришли и спросили: „А это что у вас?“ — „Детектор лжи“. — „Да какой же это полиграф! Над нами весь мир будет смеяться“. И только тут я узнал, что все фильмы о шпионах, даже самые плохие, в обязательном порядке смотрят все разведки мира. Потому что консультанты таких картин, как правило, — бывшие разведчики. Поэтому в них можно почерпнуть ценную информацию. Ну и нам заявили, что это нужно переделать. Быстро соорудили новый блок с кнопками, взяли маленький кабинетный рояль, закрыли его каким-то декором, добавили проводов, рычаги. Сделали все как положено. А сам прибор нам одолжили. Так что я проходил полиграф по-настоящему. И прошел с первого раза. Консультанты очень удивились. Сказали: „Можешь в разведку идти“. Вся процедура настолько достоверно была показана, что во многих наших разведках, когда доходило до изучения полиграфа, демонстрировали немало лет эту сцену как учебное пособие. Общий принцип прохождения полиграфа такой: нужна очень серьезная внутренняя собранность, которая позволяет дойти до взвинченного состояния. Амплитуда начнет скакать, и уже никто не разберет, что правда, а что нет».
После роли контрразведчика Ножкин сыграл лейтенанта Ярцева в киноэпопее о Великой Отечественной «Освобождение». В этом фильме он сам исполняет песню на свои стихи «Последний бой»:
Мы так давно, мы так давно
Не отдыхали,
Нам было просто
Не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы
По-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец,
Последний бой!..
В будущую жену влюбился в первого взгляда
Затем была знаковая роль Вадима Рощина в сериале «Хождение по мукам». Михаил Иванович активно снимался до середины 1980-х, а потом стал больше времени уделять литературному труду и общественной деятельности.
А в личной жизни Ножкин оказался однолюбом.
«Мне в жизни очень повезло. Мы с женой (Лариса Голубина. — Ред.) прожили сорок пять лет, — рассказывал он. — К несчастью, её давно нет, но она была невероятно светлым человеком. Мне про нее очень трудно самому рассказывать. О ней хорошо мои друзья сказали: „Она нас всех дисциплинировала не словами, а одним фактом своего присутствия“. Не могли лишний раз выругаться, что-то скабрезное произнести. Лариса всех подтягивала. И меня заодно. Она же была литературным редактором. Иногда советовала что-то. Работала в Министерстве культуры. Потом вместе со Смирновым-Сокольским создавала Театр эстрады, служила там завлитом. Ее все знали как умного, достойного человека. Мы познакомились в театре, я пришел в студию, один раз глянули друг другу в глаза — и все поняли».
Михаил Иванович продолжает выступать на сцене. Говорит, что источник его творчества — в любви к своей стране: «И как заповедь самая главная, две святыни в душе у меня: это мать моя Родина славная и народ мой — большая родня».
В статье использовались материалы с сайта http://portal-kultura.ru
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть