604549

«Нищенствует…» Что случилось с дочерью Олега Табакова

Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера», 1988 г.
Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера», 1988 г. Кадр из фильма

Даже Людмила Крылова не может сказать, как живет ее дочь. Дружная и крепкая когда-то семья развалилась на кусочки пазла, которые не сложить уже в единое целое. Как ни пытайся. 

Не смогла примирить родственников Олега Павловича даже его смерть в марте 2018 года. Напрасно поклонники высматривали у гроба народного артиста Людмилу Ивановну и Александру Олеговну: желания проститься с близким человеком первая жена и старшая дочь не продемонстрировали. Позже в Сети проскочила информация: мол, Александра была на похоронах, ее поддерживал Антон Табаков, просто женщину никто не узнал. Однако на фото и видео ее нет. И то, что она так и не смогла простить отца,похоже на правду. Из-за его предательства вся жизнь Александры Табаковой пошла наперекосяк.

«Мы всегда отыгрываемся на близких»

Актерский союз саратовца Олега Табакова и москвички Людмилы Крыловой образовался в 1960 году. Говорят, что в ЗАГС они пошли, уже имея на руках первенца Антона. И если прежде Олег скитался по съемным квартирам, то благодаря жене наконец стал москвичом: полученное от издательства «Правда» жилье отец отдал Люсе.

Людмила Крылова до свадьбы успела засветиться в четырех фильмах. «Добровольцы» и «Сверстницы» сделали ее известной. Снимался и Табаков. До всесоюзной популярности было еще далеко. Но работал он много. И так напряженно, что в 29 лет чуть не умер от инфаркта: друзья уже приходили прощаться. Людмила тогда его спасла.     

Олег Табаков и Людмила Крылова.
Олег Табаков и Людмила Крылова. Фото: www.globallookpress.com

А в 1966 году на свет появилась Александра. Няня, вырастившая самого Олега Павловича, а потом и Антона, плавно перешла к воспитанию Саши. Да и бабушка из Саратова приехала на подмогу. Тем не менее частенько дети были «пристегнуты» к родителям: в экспедициях, в театре. Впрочем, тут семья Табакова и Крыловой мало отличалась от других актерских пар. В том же «Современнике» за кулисами бегали Денис Евстигнеев, Миша Ефремов…  

Неудивительно, что Антон в 7 лет начал сниматься в кино, в 15 — сыграл главную роль в фильме «Тимур и его команда». А после окончания ГИТИСа он пришел в «Современник». Хотя Олег Павлович и относился к карьере сына скептически: «Ну какой из тебя актер?..»

Саше в детстве лучше давались точные науки. Близкие были уверены, что она выберет это направление. Но в одном из выпусков телепередачи «Будильник», которую десять лет вела Людмила Крылова, Александра великолепно сыграла Красную Шапочку-хулиганку. И все были в восторге от заводной смешливой девчонки, унаследовавшей артистический талант родителей.

— Образованная. Умная. Очень хорошо училась. Много читала. Общительная, вспоминала об Александре в одном из интервью режиссер Юлия Косарева, подруга семьи.

Словом, гены взяли верх, и, пока родители были в отъезде, Саша просто пошла и поступила… в Школу-студию МХАТ. На курсе с ней учились дочка Евгения Евстигнеева Мария, Михаил Ефремов, Вячеслав Невинный-младший…

— Саша Табакова была необыкновенно образованной, увлекалась живописью и литературой. Уже тогда в ней можно было распознать будущую талантливую актрису, — делилась потом Кира Николаевна Головко, преподававшая студентам актерское мастерство.

После Школы-студии МХАТ Александра была принята отцом в штат «Табакерки». Однако на этом протекции мэтра и закончились. Приличными ролями она была не избалована: в театре даже шутили, что роль «Снежинки в пятом ряду» закреплена за ней навсегда. В одном из спектаклей Табаковы, правда, сыграли отца и дочь. Но вообще-то Олег Павлович считал, что дети должны всего добиваться сами. Такое же отношение было у него и к жене. Единственную главную роль от мужа-режиссера Людмила Крылова получила в самом начале их семейной жизни: в спектакле «Современника» «Белоснежка и семь гномов».     

— Больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама, откровенничал со мной спустя годы Антон Табаков. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра, ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть?..» Иногда он был искренен, иногда кривил душой, но такова жизнь: мы всегда отыгрываемся на близких.

«Я тащусь от него, как удав по пачке дуста»

В 1987 году, едва получив диплом актрисы, Александра сыграла в фильме-спектакле «Кресло», в котором Олег Табаков выступил сорежиссером. Дочери он доверил небольшой эпизод, Марине Зудиной — главную роль.

А через год в фильмографию Александры вошла наделавшая много шума «Маленькая Вера». Роль подруги Веры — Ленки Чистяковой — была небольшой. Но Табаковой удалось сделать героиню яркой. И не только за счет фраз «Бражку будешь?» и «Я тащусь от него, как удав по пачке дуста». В нескольких эпизодах актриса смогла показать, как веселая беззаботная деваха превратилась в несчастную тетку в халате, орущую на ребенка. И женская доля Ленки Чистяковой по иронии судьбы стала участью самой Александры Табаковой. Хотя в тот момент все еще было неплохо: в год выхода на экраны «Маленькой Веры» Александра родила дочь Полину. 

Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера», 1988 г.
Александра Табакова (справа) в фильме «Маленькая Вера», 1988 г. Кадр из фильма

А вот фильм «В городе Сочи темные ночи», который Василий Пичул решил снять на волне успеха «Маленькой Веры», пригласив тех же актеров, резонанса уже не имел. И роль Маши, сыгранная Табаковой, осталась незамеченной.

Уже не все дома 

В целом же жизнь Александры в конце восьмидесятых сильно изменилась. И дело не только в ребенке.

Она еще училась в Школе-студии МХАТ, когда в артистической среде заговорили о романе отца со студенткой Зудиной — всего на год старше Саши. Верить грязным сплетням семья отказывалась. Тем не менее Александра приняла все близко к сердцу. Однажды зашла к Кире Николаевне Головко поплакать в жилетку. И призналась, что чуть не покончила с собой…

Потом они оказались в одном театре, где Марина Зудина получала главные роли, а дочь мэтра покорно стояла «Снежинкой в пятом ряду». Мириться с этим Александре было сложно. И, когда внебрачная связь отца стала очевидной, Саша высказала ему все, что думала о нем и о театре. И хлопнула дверью.

Восстановить хронологию событий с точностью до года сегодня не представляется возможным. Интернет пестрит слухами и домыслами. За все годы Людмила Ивановна и Александра не дали по поводу развода ни одного комментария. Лишь спустя много лет перед своим юбилеем Крылова призналась в интервью, что предательства не прощает никому. И никогда.

О том, что прожившие больше 30 лет супруги разводятся (причем по инициативе Людмилы Ивановны), стало известно в 1993 году. Хотя еще за год до этого семья в полном составе снялась в передаче «Пока все дома». Зрителям казалось, что там все счастливы. А вскоре появились сообщения о том, что роман Табакова и Зудиной длился больше 10 лет.

С уходом отца из семьи жизнь Александры разделилась на «до» и «после». Она стала другим человеком. Веселая общительная женщина замкнулась. Ушла в себя. И навсегда вычеркнула из жизни родного человека.

Спустя годы, в 2003, она еще снимется в короткометражке «Другой район». Но, кажется, это будет просто случайность: актерская карьера Александры Табаковой закончится вместе с развалом семьи. Практически в то же время покинет сцену «Современника» Антон.  

Александра Табакова в фильме «В городе Сочи темные ночи», 1989 г.
Александра Табакова в фильме «В городе Сочи темные ночи», 1989 г. Фото: Кадр из фильма

 «Точка невозврата пройдена» 

— В детстве от меня ушел отец, признавался в апреле 1994 года Олег Табаков. Испытав эту боль, я думал, что никогда не смогу причинить ее своим детям… Несмотря на все мои грехи, романы, увлечения, я все равно возвращался в свое стойло… Ложь никогда не проходит бесследно. Она отравляет жизнь… Долгое время мне казалось, что мы будем жить с женой долго и умрем в один день. Мне кажется, я помню все доброе, что было у нас. Жена сделала максимум для того, чтобы я встал на ноги, когда у меня случился инфаркт, и многое другое… Но десять лет назад наши отношения испортились. В конфликтах наших, доходя часто до предела, она нередко говорила: «Нам надо разойтись». Наверное, это надо было сделать лет десять назад. В этом моя вина перед ней… В какой-то момент мне показалось, что не уважают то, что я делаю… Фамильярничают… Я всегда воспитывал детей личным примером… Но мне однажды было сказано: «Ты же умрешь в одиночестве. И вообще, квартира…» Это, может, и есть ответ на вопрос о том, какое место я занимал в жизни моих близких…

— Родители не ладили давно, рассказывал мне в интервью Антон. Часто скандалы возникали из-за ерунды, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась… Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось… Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, отец спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом. Создавая атмосферу такого подобострастия, она сама неумолимо приближала финал.

Маленькая хрупкая женщина Людмила Крылова действительно многое взвалила на свои плечи. Она никогда не пользовалась фамилией мужа, была самодостаточной. Играла в театре, снималась, вела передачи. Улучшала жилищные условия семьи, все ремонты были на ней. Покупала инструменты, забивала гвозди, красила стены, чинила розетки и утюги. Прекрасно готовила, вязала. За ночь могла сшить два вечерних наряда. При этом умела экономить. И к мужу относилась… как к третьему ребенку.   

Людмила Крылова с сыном Антоном.
Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

И как после этого она должна была отреагировать на многолетнюю измену мужа? И кто посмеет осудить ее за то, что она прекратила с ним общение?..

— При разводе родителей дети или принимают сторону одного из них, или устраняются от ситуации, — объяснял мне Антон. — Устраниться я не мог, как и не мог не принять сторону мамы… Я тоже довольно долго не общался с отцом. Но потом вдруг пришло понимание, что это неправильно. Наши отношения возобновились, чему я безумно рад.

— После того как я заплатил 120 тысяч долларов отступных моей бывшей супруге и купил двухкомнатную квартиру моей дочери... И та, и другая до сих пор прописаны в моем доме, признавался в марте 1995 года Олег Павлович. Был бы брачный контракт, все тут же встало бы на свои места, а поскольку его нет, рождаются неадекватные притязания… Два месяца назад мы помирились с сыном…   

Потом мэтр бывал у Антона и в ночном клубе «Пилот», и в «Обломове» — ресторане, названном, конечно, в честь гениальной кинороли Олега Павловича. А вот Александра смириться с мыслью о том, что жизнь продолжается, даже если у отца другая семья, так и не смогла.

— Мы оба считаем, что сестра безалаберно относится к своему таланту, — говорил за себя и отца Антон. — Она самозабвенно любила свою профессию и могла бы достичь успехов, а занимается непонятно чем. Вот если бы отец позвал ее на одну из главных ролей… Но ни она, ни он пока не могут решиться возобновить общение.

Это интервью старший сын Олега Павловича дал мне в 2001 году. Шли годы — ситуация только усугублялась. Однажды, готовя фильм о мэтре, актер «Табакерки» Александр Мохов спросил у Антона, почему его сестра не общается с отцом. И у Антона — кажется, не очень сентиментального человека — вдруг заблестели глаза…

— А Сашка сказала с горечью: «Понимаешь, точка невозврата уже пройдена, — рассказывал потом Мохов. — Я и хотела бы общаться с отцом, но что-то не позволяет мне это делать. Что-то внутри…»

Начать с нуля

Сотню раз, наверное, пожалела Александра о том, что повела себя именно так: не уступила, не сделала первый шаг навстречу… Хотя могла бы с головой уйти в семью, в материнство. И на фоне своей благополучной жизни если не понять, то хотя бы простить отца.

Обиженная, морально раздавленная, она попыталась быть счастливой. Однокурсник Геннадий Венгеров познакомил ее с германским актером Яном Лиферсом, известным у нас по фильму «Достучаться до небес». Вместе с семилетней дочерью Ян снялся в картине «Я — босс». Помог Александре освоить немецкий язык. Несколько лет она работала в Германии телеведущей. И для нее это был хороший шанс начать новую жизнь в другой стране. Вне бесконечного перемывания костей членам семьи. Но выйти замуж один раз и на всю жизнь у дочери Олега Павловича не получилось. Может, свадьба была скоропалительной? Может, за любовь она приняла увлечение и просто хотела убежать от грязной семейной истории?..

В середине 2000-х Александра Табакова с дочерью Полиной Лиферс вернулась в Москву. После развода Ян поддерживал их финансово. Александра даже могла не работать. Потом устроилась на радио, вела передачу на ТВ. Но долго не задерживалась нигде.

Только восемь лет продлился и ее гражданский брак с актером Андреем Ильиным. Говорили, что Александра уговаривала его оставить актерство и податься в бизнес. Но у Андрея было другое видение жизни.

Внучке Олега Павловича Полине уже 30. Она стала театральным художником, сотрудничала с «Табакеркой».

80-летняя Людмила Крылова по-прежнему играет в двух спектаклях в «Современнике».

Светлана Коркошко в роли Евдокии, Людмила Крылова в роли Гликерии и Таисия Михолап в роли Ариадны (слева направо) в сцене из спектакля «Время женщин», поставленного режиссером Егором Перегудовым в театре «Современник». 2011 г.
Светлана Коркошко в роли Евдокии, Людмила Крылова в роли Гликерии и Таисия Михолап в роли Ариадны (слева направо) в сцене из спектакля «Время женщин», поставленного режиссером Егором Перегудовым в театре «Современник». 2011 г. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

И только об Александре Олеговне, которой в мае исполнится 53 года, не слышно ничего. Ее нет в соцсетях. Не видно в кино и на телевидении. Писали даже, будто она сидит без работы, спилась, влачит жалкое существование… Кто-то из друзей пытался эти слухи опровергать. Правды мы, видимо, не узнаем никогда. Но хочется верить, что старшая дочь народного артиста Олега Табакова в порядке.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно