Имя Джорджа Лукаса известно любому любителю кино, даже тем, кто ни разу в жизни не видел «Звездных войн» и ничего не знает о том, что же произошло давным-давно в далекой-далекой галактике. Лукас неразрывно связан с одной из самых популярных кинофраншиз – он придумал этот мир и его героев, сам поставил четыре эпизода саги (IV, I, II и III) и очень внимательно присматривал за производством остальных фильмов, даже после того, как продал «Диснею» свою кинокомпанию Lucasfilm за баснословные $4,05 миллиарда.
При этом у Джорджа Лукаса почти нет профессиональных наград; он четыре раза номинировался на «Оскар» (дважды за режиссуру и дважды за сценарий), но получил лишь престижную, но почетную продюсерскую премию имени Ирвинга Тальберга. Ещё два раза его выдвигали на «Золотой глобус» – и это всё; остальные призы, полученные Лукасом, обычно почетные – «За превосходство в киноиндустрии» (BAFTA), «За прижизненные достижения» (Американский киноинститут). А единственную режиссерскую премию он получил от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Это, разумеется, справедливо. Но у Джорджа Лукаса были работы и за пределами «Звездных войн» – правда, там он чаще всего ограничивался ролью сценариста и/или продюсера.
«THX 1138», 1971
Режиссерский дебют Джорджа Лукаса был полнометражной версией его ранней, еще студенческой короткометражки. Речь в фильме идет о мрачном будущем; в XXV веке людей называют по буквенно-цифровым шифрам (главный герой, которого играет Роберт Дюваль, носит имя THX 1138), за численностью населения следит полиция из андроидов, а эмоции подавляются обязательным приемом лекарств. Продюсером картины стал Фрэнсис Форд Коппола, и хотя бюджет был совсем небольшим ($777 тысяч), кассовый провал всё равно случился. Правда, со временем «THX 1138» получил почти культовый статус, критики тоже поменяли свое мнение, и сейчас они считают, что в дебютном фильме Лукас не только показал унылое и мрачное будущее, но и сделал это с помощью запоминающихся минималистичных декорации и жутких звуковых эффектов.
«Американские граффити», 1973
Несмотря на провал дебютного фильма, Коппола дал Лукасу еще один шанс, но предложил обойтись без фантастики. Бюджет, правда, остался на прежнем уровне, но и его хватило, чтобы снять молодежную ретрокомедия о начале 60-х. Несмотря на опасения кинокомпании Universal Pictures фильм внезапно стал хитом, заработал в прокате $115 млн и породил в Голливуде моду на подобные картины. А заодно дал толчок карьере актеров – в ролях снимались молодые Ричард Дрейфус, Рон Ховард и никому не известный Харрисон Форд, – а также самого Лукаса (он получил две номинации на «Оскар»), следующей работой которого стал четвертый эпизод «Звездных войн». Спустя шесть лет появилось и продолжение – «Новые американские граффити», в которых, впрочем, почти не было актеров из первой части, а уже прославившийся Лукас ограничился ролью исполнительного продюсера; результат был предсказуем – разгром от критиков и очень скромная выручка.
«Индиана Джонс», 1981-2008
Занятый построением империи «Звездных войн», Лукас отдал историю археолога Индианы Джонса своему приятелю Стивену Спилбергу. Тот шанса не упустил и снял захватывающий приключенческий фильм о поисках Ковчега завета. Сыгравший роль Джонса Харрисон Форд закрепил свой статус звезды (знаменитым актер стал уже после Хана Соло), а Lucasfilm получила еще одну франшизу, которую, впрочем, развивает очень неохотно. Лукас же не ограничился тем, что написал сценарий и спродюсировал все фильмы серии; он снимал некоторые сцены как режиссер, снимался в отдельных эпизодах и помогал Спилбергу монтировать картины.
«Уиллоу», 1988
Идея этого фильма пришла к Лукасу в самом начале 70-х; по аналогии со «звездными войнами» он объединил множество сказочных архетипов, но приспособил их для детской аудитории. Но до реализации «Уиллоу» добралось только в 80-е, после того как Лукас познакомился с Уорвиком Дэвисом (тот играл одного из эвоков в «Возвращении джедая», а много позже стал известен по ролям в «поттериане») и окончательно решил сделать главным героем маленького человека. Сюжет фильма действительно сказочный. По предсказанию, злую волшебницу Бавморду победит девочка с родинкой; Бавморда решает покончить с угрозой сразу, но девочке удается спастись, и она встречается с волшебником-коротышкой Уиллоу (Дэвис), который помогает ей найти справедливость у доброго короля. Фильм был показан на Каннском кинофестивале, получил смешанные отзывы критиков, но сумел неплохо заработать в прокате, хотя и не стал блокбастером, как надеялись продюсеры. В основном, кстати, из-за неверной даты выхода – ему пришлось уживаться в кинотеатрах со вторым «Крокодилом Данди» и третьим «Рэмбо».
«Убийства на радио», 1994
В принципе, почти все фильмы компании Lucasfilm за пределами «Звездных войн» и «Индианы Джонса» особого воодушевления у кинозрителей не находили. Провалились в прокате, например, «Лабиринт» (в нем играл Дэвид Боуи) и «Говард-утка», да и «Уиллоу» не стал хитом. Но провала, подобного комедийному детективу о радиостанции конца 30-х, раньше у студии не случалось. Пожалуй, расчет продюсеров был верным, и идея Лукаса, которая и легла в основу картины, могла сработать – но зрители настолько дружно проигнорировали новую работу Lucasfilm, что его пришлось даже убирать из кинотеатров. Ну а критики ругали «Убийства…» за слишком навязчивое подражание эксцентрическим комедиям 30-х. После этого фильма, кстати, компания надолго ушла в работу над трилогией приквелом к «Звездным войнам» и над четвертой частью «Индианы Джонса».
«Красные хвосты», 2012
Еще один проект, который Лукас пытался сделать на протяжении многих лет. Первоначальная идея фильма об чернокожих летчиках, воевавших во Второй мировой войне, пришла к нему в конце 80-х; тогда Лукас собирался снимать целую трилогию, но потом передумал и решил делать фильм только о военных буднях. Предполагалось, что картина выйдет в 1992-м, но после ряда задержек он вернулся к «Красным хвостам» только в конце нулевых, после завершения третьего эпизода «Звездных войн» и четвертой части приключений Индианы Джонса. Впрочем, и на этот раз сразу снять фильм не получилось; Лукас вынужден был сам переснимать некоторые сцены (режиссер Энтони Хемингуэй был занят на другом проекте), он вкладывал в производство собственные деньги, поскольку большие голливудские студии отказались финансировать проект. Лукас позже рассказывал, что причиной отказа был полностью черный актерский состав и отсутствие белых актеров в главных ролях; сейчас, кстати, мало кто посмел бы приводить такие доводы. Впрочем, потом права на дистрибуцию купила The Walt Disney Company, но окупить затраты ($58 млн) фильму не удалось – он заработал в прокате всего $50 млн. А уже через год после выхода «Красных хвостов» Джордж Лукас продал Lucasfilm и окончательно отошел от дел.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть