В Москве на фасаде высотки на Котельнической набережной появилась мемориальная доска, посвящённая народному артисту РСФСР, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Александру Ширвиндту. На открытии побывали вдова актёра Наталья Белоусова, худрук Театра сатиры Евгений Герасимов и другие близкие артиста. Один из самых знаменитых жильцов прожил здесь практически 60 лет. «АиФ» вспомнил, каким Ширвиндт был в театре и дома.
Изобретатель омлета
С архитектором Натальей Белоусовой, или Татой, как называл Ширвиндт супругу, актёр прожил почти 70 лет. Прежде чем узаконить отношения, они встречались 6 лет. «Я влюбился впервые не в девушку, а в корову, – со свойственной ему иронией рассказывал Ширвиндт. – У моей будущей жены на даче жила корова. А женился потому, что меня этим молоком угощали. И я обожаю его до сих пор».
Первые годы совместной жизни Ширвиндты провели в коммуналке, где жили ещё семь семей. Путём родственных обменов переселились в квартиру в высотке на Котельнической.
Третий этаж дома окаймлён гранитным декоративным портиком по периметру всего здания. И Наталья Николаевна «отрезала» там кусок метров в 45, сделав перегородку из дикого винограда. Получился балкон, где устраивали пышные застолья и куда запросто помещалось человек 25, когда Ширвиндт праздновал дни рождения. «Поляна» накрывалась по-советски шикарно: оливье, винегрет, селёдка под шубой, салаты «Восток», «Мимоза»…
А потом приносилась царица стола – курица. Хотя все уже объелись.
У самого Александра Анатольевича тоже было кулинарное ноу-хау. Он стал изобретателем блюда, пользующегося большой популярностью в ресторане Дома актёра, – омлета, в рецепт которого помимо молока и яиц входит газированная минеральная вода, придающая ему пышность.
Но лучшим блюдом на земле Ширвиндт считал «Шпроту на вилке». Когда Александр Анатольевич шёл к друзьям, хозяева закупали специально для него банку шпрот. Два других пристрастия – сырок «Дружба» и... варёный лук.
И конечно, на вечеринках у Александра Анатольевича всегда были сюрпризы, которые устраивали его знаменитые друзья. Над квартирой Ширвиндта был маленький балкончик. Однажды Андрей Миронов договорился с соседями сверху, что они его пустят, и в разгар застолья у Ширвиндтов неожиданно вышел с бокалом над головами всех приглашённых и громогласно произнёс тост. В другой раз, во время Олимпиады-80, Андрей Миронов вместе с Эльдаром Рязановым и Григорием Гориным вбежали к Ширвиндту в квартиру в трусах и с картонными факелами.
Ширвиндт всегда говорил, что с женой ему повезло. Наталья Николаевна действительно была мудрой – в самых тяжёлых случаях она лишь улыбалась: «Ну а как его можно не любить?»
Cократил себя сам
В Театр сатиры, где Ширвиндт служил до самой смерти, Александр Анатольевич пришёл в марте 1970 года: вместо Валентина Гафта его ввели на роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Валентина Плучека.
«Валя Гафт с Валентином Николаевичем не сросся, разругался и ушёл в «Современник», – вспоминает в разговоре с «АиФ» заслуженный артист РФ Борис Галкин, служивший тогда в Театре сатиры. – А Ширвиндт перешёл к нам из Театра на Малой Бронной. Марк Анатольевич Захаров тогда верно сказал: «Гафт потрясающий актёр. Но настоящий граф всё-таки Ширвиндт». Вот так у нас и появился свой граф, мы его так и звали. Ближайшие друзья – Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин – оказались наконец в одном театре. Это была яркая троица, как три богатыря. Их компания была великолепна. Однозначно: они были лидерами, заводилами всей нашей труппы. Анекдотов рассказывали море, трепаться любили невероятно. Меня это даже раздражало порой. Хотелось на спектакль настроиться, а в предбаннике стоял хохот – кто кого переанекдотит, кто кого перехохмит, сплошной каламбур».

В 2000-м Ширвиндт возглавил Театр сатиры, сменив на посту болеющего Плучека. И первым делом пустил «под нож» спектакли… с самим собой. «Надо любить не себя в искусстве, а именно творчество, – сказал мне Ширвиндт во время одной из наших многочисленных встреч. – Когда я начинал здесь работать и вы ещё не родились, Чацкого играли до 80 лет. К удивлению своих коллег, когда я стал начальником, я снял с собой три спектакля: «Мольер», «Орнифль», «Счастливцев-Несчастливцев». Только потому, что Мольер был похоронен в 52 года. И Чацкому было где-то в районе 19. Я это сделал потому, что помнил великого Михаила Ивановича Царёва, хозяина и мэтра Малого театра, который играл до 65 лет Чацкого. Он выбегал со словами (тут Ширвиндт перешёл на дребезжащий старческий голос): «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног». И тихонько в сторону: «Поднимите меня».
К своему возрасту Ширвиндт относился философски и никогда не пробовал молодиться. «По мере того как я старел, я стал более дружелюбным и менее критичным к себе, – сказал Ширвиндт. – Я стал моим другом. Я не виню себя за то, что съел лишнее печенье, не застелил постель или купил что-то глупое, в котором я не нуждался. У меня есть право на беспорядок и экстравагантность».
Последняя роль
Последним спектаклем, в котором мэтр выходил на сцену, стала постановка «Где мы?∞!...», действие происходило в сумасшедшем доме. Ширвиндт исполнял роль пожилого клоуна, который был любимцем публики, но остался забытым и одиноким. Постановку эту он воспринимал как своё социальное высказывание, о чём мы и сделали интервью. В той последней беседе я спросила: «Так где мы, Александр Анатольевич?» Со свойственной Ширвиндту грубоватой иронией он ответил: «Мы в глубокой… Дальше вы меня, вероятно, спросите, на какой глубине. Считать надо с перестройки. Я помню эту страшную полемику насчёт построения другого строя. Люди моего поколения и постарше на самом деле понимали, к чему мы переходим. Мы решили отказаться от своей истории, освободиться от прошлого государственного устройства, но мы ничего не создали, кроме каких-то эфемерных, в общем, дымных надежд. Разогнали ту страну, а о новом ни о чём не смогли договориться. Куда плыть-то? Ответ здесь один. Без идеологии, без государственного устройства нам никуда не деться. Это пышные слова, но тем не менее. Демократия демократией, но на самом деле она не более чем пшик. Посмотрите, что в Америке творится».
После смерти Ширвиндта в марте 2024 года спектакль «Где мы?∞!...» был закрыт – представить в этой роли другого актёра оказалось невозможно.
Лучшие роли Александра Ширвиндта







Лучшие роли Александра Ширвиндта










Наследники Назара Думы. Как уходили актеры династии Самойловых
Главный подкидыш нашего кино. В героинях Руслановой женщины узнавали себя
По Ноннешним меркам. Мало кто мог сравниться с Мордюковой в силе воли
Непростая Люся. Куда пропала Гурченко после успеха «Карнавальной ночи»?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть