799

Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак»

Михаил Пореченков.
Михаил Пореченков. / Евгений Биятов / РИА Новости

Несмотря на пандемийные трудности, Михаил Пореченков на отсутствие работы не жалуется. В МХТ им. Чехова – премьера спектакля С. Женовача «Заговор чувств», в котором Пореченков играет главную роль. А в начале года он удивил поклонников, выступив в сложном жанре мелодекламации.

Найти свет в демоне

Ольга Шаблинская, «АиФ»:  Михаил, пьеса «Заговор чувств» основана на романе Юрия Олеши «Зависть» 1927 г. Чем, по-вашему, «Зависть» актуальна сейчас?

Михаил Пореченков: Я думаю, что она всегда актуальна, не просто сегодня. Настал такой острый момент, когда можно точно сказать: нель­зя принимать полярные решения – так либо эдак. Думаю, об этом и писал Олеша, когда говорил, что в каждом светлом человеке найдётся тёмный демон. И в каждом тёмном демоне найдётся светлый ­уголок.

В пьесе так круто всё замешано, что невозможно определиться, каков человек – хороший он или плохой, чего в нём больше. Такие глубины и тёмные закоулки находятся внутри нашей души... И главное, что нет положительных и отрицательных персонажей – все они открываются с каждой стороны. Поэтому, что называется, все хороши.

– Спектакль «Заговор чувств» – не первый в этом сезоне, когда вы обращаетесь к авторам начала ХХ в. На Втором международном фестивале искусств под руководством Юрия Башмета был интереснейший поэтический спектакль «Есенин и Маяковский»: оркестр «Солисты Москвы» исполнял Бартока, Шостаковича, Чайковского, а Пореченков читал стихи...

– Есенин и Маяковский. Два великих Поэта одного времени. Какое-то время они были антагонистами. Тем интереснее оказалось попытаться совместить их в одном музыкально-литературном действе. Посмотреть, что их разъединяет, а что объединяет. «Баттл поэтов», говорите? Нет, баттла никакого здесь не было, это вообще плохое слово. Пускай рэперы занимаются баттлом, хотя среди них тоже есть приличные ребята. В нашем спектакле мы говорили о вещах глубинных, переживаниях души человеческой. Ведь объединяет этих поэтов боль. Муки творчества. Одиночество. Тут глубина их внутреннего страдания соизмерима.

– Грубоватый Маяковский в любовной поэме «Облако в штанах» предстаёт ранимым мужчиной, который не может потушить «пожар сердца». У вас тоже в кино образ брутальный. А какой Пореченков в семье?

– Мужчина полностью себя реализовать без семьи не может. Он должен почувствовать себя любимым, должен ощутить себя главой семьи, отцом, дедом – это всё этапы его роста, внутреннего совершенст­вования. Другого пути становления мужчины я не знаю. Нет, я никого не агитирую – по-разному люди живут. Но для себя я и мои друзья выбрали именно такой путь. И пускай Господь нам в этом помогает. Супруга моя Ольга – главный человек, который дом ведёт. Она большой молодец, справляется со всем.

Актер Михаил Пореченков с супругой Ольгой
Актер Михаил Пореченков с супругой Ольгой Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

– Постойте! Вы же сказали, что мужчина должен почувствовать себя главой семьи.

– Ну послушайте, есть же стратегическая и тактическая работа. Стратегические решения мы с женой принимаем вместе. А тактика – конечно, на ней. Я считаю, семья – это божественное предназначение женщины.

– Почему же сейчас такой кризис брака? На тысячу свадеб девятьсот разводов.

– Просто любить друг друга надо. Уважать. И не отворачиваться от Бога. Есть много вопросов к людям, которые считают, что семейная жизнь – это лёгкая, поверхностная история. На самом деле это большой тяжёлый труд. Семья – это подвиг. Так что надо настраиваться на это.

– Увы, не всем нашим женщинам повезло встретить хорошего мужчину для создания семьи. Многие так и говорят: «Ну нет в России мужиков нормальных!»

– Есть, есть! (Смеётся.) Нормальные парни ещё попадаются. Верить надо. И искать.

– Многие психологи советуют периодически отдыхать от семьи. Согласны?

– В этом плане у меня сложилось всё правильно. (Улыбается.) Съёмки, гастроли, театр, кипит бурная творческая жизнь. Да, бывают тяжёлые моменты на выпусках спектаклей, когда всё подчинено только этой задаче, и семье иногда бывает трудно со мной: я начинаю бубнить, разговаривать на непонятном языке.

Отец должен быть сильным

– «Я папой работаю всегда – без перерывов и выходных, 24/7», – сказали вы «АиФ». А что делаете для того, чтобы дети вами гордились?

– Дети приходят в театр на мои спектакли. А ещё спорт. Дети должны видеть, что папа сильный, что мы не совсем ещё скисли. Боксом всю жизнь занимаюсь. Плюс бег, аэробика, велосипед гонять – здоровье надо обязательно поддерживать. Потому что если его нет, то, к сожалению, заканчивается всё.

– А сами вы какой сын, кстати?

– Послушный. Мама говорит: «Ты для меня всегда будешь маленьким». Поэтому «мой руки, садись за стол», «надень тапки». В общем, всё как положено. Раньше я злился на её замечания, а сейчас спокойно реагирую. И, уже имея своих детей, говорю: «Да-да, мам, я иду, сажусь». – «Руки помыл?» – «Помыл, вот, смотри». Так положено.

– На театральной сцене я вас видела в самых разных образах. Про кино такого не скажешь. Амплуа Михаила Пореченкова – как вы сами определили бы его в кинематографе?

– Амплуа у меня одно – я простак. Могу, правда, перейти на героя, могу – на героя-любовника, но всё реже и реже. Кино, к сожалению, эксплуатирует данность – рост, вес, большой нос, волосатые руки. Хотя недавно мы сняли с Владом Фурманом замечательную картину, как мне кажется. «Родитель» называется. Работа жёсткая, сложная, просто на разрыв! Я родителя играю, вернее, одного из. А вот в театре работа более интересная и разно­образная. Но я всех своих героев должен любить – мало того, ещё и оправдывать.

– В прошлом интервью «АиФ» вы признались: актёр – как ёжик, «у него иголочки сверху, а животик-то мягонький», мол, обидно, когда плохо отзываются в интернете.

– Когда была пандемия, я в деревню уехал, ходил по лесу, собирал грибы. И замечательно себя чувствовал. Я в соцсети не захожу, а если и сталкиваюсь с комментариями, стараюсь не обращать внимания – у каждого своя дорога. Я пытаюсь пройти свой путь. Как Богу будет угодно, так всё равно и будет. И хорошо бы, чтобы моя воля не помешала Его воле. Будем делать что надо, и будь что будет. А критики бояться... Откуда мы знаем, из какого сора растут стихи? Пускай актёр будет каким угодно, главное – он не должен быть таким, как кто-то другой. В этой разности и есть прелесть. Все мы совершаем ошибки – и это тоже прекрасно. Пускай только наши ошибки не были бы фатальными – вот и всё.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно