Её талант и по сей день вызывает восхищение, а личность – интерес. Яркая жизнь балерины была усеяна триумфами, но не всё было безоблачно…
Дочь «врага»
Отец примы Михаил Плисецкий был дипломатом, а в роду балерины по материнской линии оказалось много деятелей искусства: мама Рахиль Мессерер-Плисецкая была актрисой, тётя – балериной, дядя - балетмейстером. Неудивительно, что и младшие братья Майи, Александр и Азарий, связали свои жизни с танцем. В 1932 году Михаила Плисецкого направили работать на Шпицберген. Именно там Майя впервые появилась на сцене в небольшой роли в оперной постановке «Русалка». Время от времени Плисецкие приезжали в Москву, и в период «московских каникул» Майя занималась в балетной школе. После, возвращаясь на архипелаг, она сильно скучала по танцам.
В 1937 году Плисецкого арестовали за шпионаж, через год расстреляли (реабилитирован в 1956 г.). Мать Майи арестовали через год после смерти мужа и отправили в ссылку с младшим сыном на руках. От приюта для детей изменников родины Майю спасла тётя Суламифь Мессерер, а её брата Александра - дядя.
Война и балет
Клеймо дочери «врага народа» не погубило жизненное призвание Плисецкой. Она училась в балетной школе, а в июне 1941 года выступила на сцене филиала Большого театра. В этот же год её мама была выпущена из тюрьмы и со слезами гордости и счастья смотрела на дочь из зала. Казалось, их жизнь более-менее налаживается, но началась война… Большой театр должны были эвакуировать. Суламифь каким-то образом разузнала, что Большой поедет в Свердловск, и достала четыре билета на поезд. Майя с матерью и двумя братьями отправились в путь.
Но информация оказалась ложной: театр эвакуировали в Куйбышев. Поэтому Майя ровно год жила без балета. В своих воспоминаниях она признавалась, что всё это время проводила в нескончаемых очередях за едой.
Вскоре Плисецкая узнала, что балетная школа частично функционирует в Москве. Ситуация осложнялась тем, что билеты на поезд купить было тяжело, и ещё тяжелее - достать пропуск в Москву. Но случилось чудо: каким-то образом Плисецкой достался билет, на вокзале она прибилась к другому пассажиру, предложив помочь с багажом. Так и прошла мимо проверяющих. Она вернулась в школу и продолжила обучение. В 1943 году Майя Михайловна сдала экзамены на отлично и была принята в труппу Большого театра, где уже в начале карьеры затмевала именитых солисток даже в небольших партиях.
Балерина и композитор
К моменту знакомства с Родионом Щедриным Майя Плисецкая была признанной звездой советского балета, в то время как Щедрин только начинал свой путь к славе.
Их первая встреча случилась в 1955 году благодаря Лиле Брик (возлюбленной Маяковского) и Василию Катаняну, которые устраивали домашние вечеринки. «Родион был красив: светлый, голубоглазый, привлекательный. И когда я услышала, как он играет «Левый марш», то сквозь музыку словно услышала слова: «Кто там шагает правой? Левой! Левой!..» - вспоминала Плисецкая. А Щедрин обратил внимание на голос балерины, роскошные рыже-бронзовые волосы, огромные глаза и точеную фигуру.
Но их отношения начались позже, в 1958 году. Тогда композитор пришёл на премьеру «Спартака». На следующий день он позвонил балерине, высказал свое восхищение её талантом и напросился к Плисецкой на репетицию, чтобы «лучше понять балетный жанр» (в то время он работал над «Коньком-Горбунком» для Большого театра). Эта встреча положила начало их многолетней любви.
К слову, у Плисецкой, которая была старше Щедрина на семь лет, уже были попытки построить семью. Она три месяца была замужем за танцовщиком Марисом Лиепой, за плечами её был неудачный громкий роман с танцовщиком Вячеславом Голубиным.
Жертва славе
Во время гастролей, на которые Плисецкая отправилась вместе со Щедриным, она узнала о беременности. В своих мемуарах она писала: «Появились все признаки… В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко. После «Спартака» и чешского турне я в хорошей форме. Худая. Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить - выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился».
Родион Щедрин, несмотря на признание и успех (две номинации на «Грэмми», семь опер, пять балетов, музыка к десяткам советских фильмов), всегда оставался в тени своей знаменитой жены. Однако это обстоятельство не стало препятствием для их крепкого и счастливого брака. «Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты, дарил идеи, вдохновлял. Это уникально, это редкость. Потому что он редкий, он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных», - делилась Плисецкая.
За 57 лет совместной жизни между Плисецкой и Щедриным не было громких ссор. «Ходить надутой, затаившей злобу, с перекошенной «ведьминой» физиономией ей совсем несвойственно. Тут уж позавидуйте мне, господа мужчины, сполна! Это редкое для женской половины человечества достоинство так облегчает совместную супружескую жизнь», - говорил Щедрин о своём браке.
Любовь и взаимопонимание, царившие между Майей Плисецкой и Родионом Щедриным, вызывали восхищение у их родных, друзей и учеников. Их союз стал примером настоящей духовной близости и взаимного уважения – союзом двух родственных душ, чьи таланты взаимно обогащали друг друга.
«СОСТАРИТЬСЯ НА ОДНОЙ ПОДУШКЕ»
Брак со Щедриным стал для Плисецкой и личным счастьем, и спасением: помог вернуть ей расположение советских чиновников.
Несколько лет КГБ препятствовало зарубежным гастролям Плисецкой, опасаясь, что прима может не вернуться в СССР. А её знакомства с сотрудниками иностранных посольств порождали подозрения в шпионаже.
2 октября 1958 года Щедрин и Плисецкая скрепили свой союз узами брака. Регистратор загса, узнав в невесте Плисецкую, до церемонии смущенно спросила: «Как попасть на ваше выступление?» Майя Михайловна пообещала достать билеты. Тронутая таким вниманием женщина нарушила протокол и от всей души пожелала молодоженам: «Чтобы вам состариться на одной подушке!»
Они были неразлучны. Но бремя тяжёлой потери пало на плечи Щедрина: Плисецкой не стало в 2015 году из-за инфаркта. Композитор пережил приму на десять лет и ушел из жизни в августе 2025 года.


На острие танцевального дара. Плисецкая была бунтаркой на сцене и в жизни
Щедринская душа. Почему Родион Щедрин и Майя Плисецкая так любили «АиФ»
«Хотел бы вечно быть с ней». Почему Плисецкая не обижалась на Щедрина
Не только Шатунов. Кто из звезд также завещал развеять свой прах
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть