21 июля 1975 года в советский прокат вышел фильм «Любовь земная» — одна из лучших мелодрам советского кино, в которой Евгений Матвеев показал свою жизнь и любовь.
В конце 1960-х в СССР появилось много литературных произведений эпического жанра. Писатели шли по пути, который показал Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон», — действие начиналось до революции, показывались события во времена Первой мировой и Гражданской войн, а основным лейтмотивом повествования становилось изменение людских судеб. Шолохов довел историю героев своего эпоса до конца Гражданской; его последователи шли много дальше — описывали Великую Отечественную и послевоенное время. И почти сразу речь зашла об экранизации этих произведений — свой «Тихий Дон» Сергей Герасимов снял ещё в 50-е, а в конце 1960-х режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский взялись за многолетний труд по экранизации романов Анатолия Иванова — «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». А в 1974-м к ним присоединился режиссер и актер Евгений Матвеев, который взял за основу книгу Петра Проскурина «Судьба».
Проскурин и его судьба
У самого Проскурина судьба была весьма причудливая. Родился он в 1928 году под Брянском, подростком пережил оккупацию; его отец согласился сотрудничать с немцами и бежал с ними, когда Красная армия освобождала Брянщину, бросив семью. Умер отец писателя в 1970-е, в Австралии. В общем, не самая подходящая для советского писателя биография; впрочем, тогда о таком родстве он не рассказывал — лишь после смерти Проскурина вышли его мемуары, где он осветил и эту часть своей жизни.
Писать же он начал в конце 1950-х, работал в жанре социалистического реализма, издавался регулярно. Ну а свой главный труд — роман «Судьба» — выпустил в 1972-м. Действие в ней разворачивалось в тридцатые-сороковые годы, а главным героем был председатель колхоза Захар Дерюгин, который вдруг влюбился в молодую девушку и едва не ушел к ней от жены и четверых детей. Впрочем, роман охватывает больший промежуток времени — во второй части Дерюгину и его семье пришлось пережить войну и все потери, которые выпали на долю народа.
Роман на стороне
Евгений Матвеев начинал как актер в конце 1930-х в родном Херсоне, но прославился в пятидесятые, когда перебрался в Москву. Снимался в «Хождении по мукам», в «Поднятой целине» сыграл Макара Нагульнова, в 1967-м дебютировал как режиссер фильма «Цыган», в котором исполнил роль Будулая — за десяток лет до Михая Волонтира. Ну а в 1970-е Матвееву на глаза попался роман Проскурина, в котором он узнал собственную жизнь. И речь шла не только о событиях тридцатых, когда они с матерью буквально голодали и пытались заработать, где только возможно. Но и о том, что произошло не так давно.
Об этой истории стало известно много позже, уже после смерти Матвеева, который умер в 2003 году. Именно тогда актриса Виа Артмане поделилась, что у них был роман — в начале 1960-х, когда они вместе снимались в картине «Родная кровь»; об этом романе знали их супруги, но оба простили эту измену. Со своей единственной официальной супругой, певицей Лидией Матвеевой, режиссер и актер прожил 56 лет; Артмане также не ушла от мужа, но рассказала, что дочь родила как раз от Матвеева. Сколько в этой истории правды — неизвестно, но, кажется, именно влюбленность в литовскую актрису и раздумья об уходе из семьи и подтолкнули Матвеева к экранизации «Судьбы» Проскурина.

Запрещенная Кириенко
Считается, что Матвеев не сразу забрал себе главного героя, а пробовал на роль Захара многих актеров — среди них были, например, Пётр Вельяминов и Владимир Носик. Но в своих предыдущих фильмах он обычно сам и играл главную роль; возможно, эти пробы он проводил, уступая требованиям киностудии. Как бы то ни было, Захар у него стал 52-летним пожившим мужчиной — каким и был сам Матвеев.

С женскими ролями ситуация была тоже неоднозначная. Роль Марии, любовницы Захара, досталась Ольге Остроумовой — 27-летней актрисе, которая совсем недавно прославилась как Женя Комелькова в драме «А зори здесь тихие...». А на роль супруги Захара Матвеев взял 40-летнюю актрису Зинаиду Кириенко, про которую в те годы шептались, что она в черном списке у зампреда Госкино Владимира Баскакова. Впрочем, кандидатуру Кириенко удалось отстоять — и она сыграла едва ли не самую известную роль в своей карьере.

Что любопытно, выбор оказался удачным — актеры так изобразили чувства на экране, что после выхода картины начались слухи, что у Матвеева был роман и с Остроумовой, и с Кириенко. Впрочем, это так и осталось на уровне слухов — Кириенко всегда опровергала эти домыслы, а Остроумова тогда только-только вышла замуж во второй раз и родила ребенка за две недели до премьеры.

Два продолжения «Любви»
Премьера «Любви земной» была всесоюзной — это достаточно высокая честь для одной из многих картин, что снимались в СССР каждый год. Состоялась она 21 июля 1975-го, по итогам года фильм Матвеева оказался среди лидеров проката — второе место после «Афони» Георгия Данелии, 50,9 млн зрителей и пятый результат среди всех релизов. Лидером в 1975-м, напомним, была мексиканская мелодрама «Есения», которая в итоге стала самым кассовым фильмом в советском прокате — 91,4 млн проданных билетов.
Впрочем, солидная порция народной любви досталась и «Любви земной», правда, любовь эта оказалась с нюансами. Фильм Матвеева понравился женщинам, которые сразу же примерили на себя проблемы жены Захара (роль Кириенко) — с разводами в те годы в СССР ситуация лишь ухудшалась, а измены были одной из главных причин расставаний. Но сама ситуация, когда муж при жене и детях заводит любовницу, вызвала буквально шквал критики — доходило даже до писем, авторы которых требовали запретить картину. До запретов, впрочем, дело не дошло.

Ну а после триумфа «Любви земной» Матвеев продолжил работу над романом Проскурина — через два года, в 1977-м, вышел его фильм «Судьба», в котором показаны события военного времени. Он тоже прошел с успехом — 57,8 млн зрителей, лишь немногим меньше, чем было в том году у «Служебного романа» Эльдара Рязанова.
Больше Матвеев к творчеству Проскурина не обращался, хотя как раз в 1978-м писатель написал вторую часть «Судьбы», роман «Имя твоё». Не была экранизирована и третья часть — вышедшее в 1987-м «Отречение». Но в 1995-м Матвеев снял «Любить по-русски», которую, наверное, можно посчитать вольным продолжением «Любви земной» и «Судьбы» — в ней его герой, бывший фронтовик и партийный функционер, снова уходит от жены. Эта история тоже понравилась зрителям — и Матвеев успел снять два продолжения своей новой «Любви».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть