19 июня 1945 года родилась Наталья Селезнева — народная артистка России, которую все знали как жену Шурика из комедии Леонида Гайдая.
Секса в СССР, как известно, не было, но секс-символы — были, и в большом количестве. Как правило, на эту неофициальную «должность» назначали актрис, которые как-то выделились из общего ряда, получив звездную роль. Роль необязательно главную, иногда — просто заметную. Вся страна какое-то время ориентировалась на Наталью Фатееву или Светлану Светличную. Правда, иногда секс-символом становились актрисы, роль которых не предусматривала ничего подобного или же вовсе была комичной — как было в случае с Натальей Селезневой после выхода комедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“».
Очень скромный символ
К моменту попадания в фильм знаменитого комедиографа Селезнева имела солидный послужной список. Родилась она в победном 1945-м, уже в шесть лет впервые побывала актрисой — ее прямо с улицы позвали в спектакль театра Советской армии. В этом спектакле девочку увидела поэтесса Агния Барто — и Селезнева (в те годы она носила фамилию Полинковская) сыграла одну из заметных ролей в детском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер», к которому Барто написала сценарий. Учась в школе, Селезнева еще несколько раз сыграла в кино, но она вспоминала, что свой жизненный путь выбрала, когда увидела афишу с Юрием Яковлевым — ее так поразил этот актер, что она поступила в «Щуку» — Щукинское училище при театре имени Вахтангова. И удивительно, что руководитель ее курса Борис Захава, который очень не любил, когда его студенты играют в кино, отпустил Селезневу к Гайдаю — впрочем, тот славился своей настойчивостью.
В новелле «Наваждение» молодая актриса играла, пожалуй, саму себя — студентку, которая сосредоточена на учебе, а не на каких-то там пустяках. Роль Лиды могла бы стать проходной — мало ли комедий тогда снимали советские киностудии. Но комедия Гайдая сумела «выстрелить» — первое место по году и солидные почти 70 млн зрителей, чуть ли не треть населения страны! Ну а Селезнева всех удивила, появившись в одной из сцен в купальнике — достаточно целомудренном, чтобы его не зарубила цензура, но весьма колоритном. По слухам, этот купальник купил сам Гайдай у спекулянтов; актриса же рассказывала, что выбрала и приобрела его сама. А когда съемки завершились, она оставила его в своем гардеробе. Как бы то ни было, после «Операции „Ы“» Селезнева и стала тем самым «секс-символом» и любимицей советских зрителей.
«Боярыня красотою лепа»
Она не возгордилась, а звездность не ударила ей в голову. После училища начала работать в Театре сатиры — там тогда блистали, конечно, совсем другие актеры, но и у Селезневой получилось не потеряться в той звездной труппе. Снималась в кино — не в таких ярких ролях, но у девушки «с широко раскрытыми глазами», пожалуй, был не очень большой выбор ролей. В то, что из нее получится серьезная драматическая актриса, не верили даже члены приемной комиссии в «Щуке», которые, правда, предрекали ей хорошую карьеру в комическом амплуа. Собственно, так оно и получилось — уже в конце 1960-х купальник, хоть и не забылся, но ушел на второй план, а Селезнева для всей страны превратилась в пани Катарину из телепередачи «Кабачок „13 стульев“».
В 1973-м Гайдай снова позвал ее в свой фильм — на этот раз на роль жены Шурика, актрисы Зины в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». И Селезневой наконец довелось сыграть на одной площадке со своим кумиром — Юрием Яковлевым, персонаж которого вовсю расхваливал ее героиню перед Якиным–Пуговкиным: «Боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна».
А Селезнева тогда уже была женой не Шурика, а Володи — вспомним, что первым вариантом имени этого персонажа был Владик, лишь в процессе съемок оно изменилось на привычное. Володю — вернее, Владимира Андреева — актриса повстречала в 1968-м, на съемках сказки «Калиф-аист»; она играла принцессу из Бенареса, а он — калифа. Андрееву было 37 лет, он был значительно старше 22-летней Селезневой, и их роман поначалу развивался трудно. К тому же актер был женат — незадолго до этого он наконец расписался с актрисой Натальей Архангельской. Но, к удивлению артистической среды, обошлось без больших скандалов или трагедий — развод был оформлен, после чего Селезнева и Андреев поженились.
Не хотела быть «нагрузкой»
Селезнева вспоминала, что их совместная жизнь поначалу была очень непростой — не было своего жилья, а вскоре и сын родился. Но они оказались из той породы семей, которых трудности и испытания только сплачивают. «Это, знаете, как свинец собирают по кусочкам, потом плавят и сливают в одну форму», — говорила актриса в интервью aif.ru.
На их жизнь не влияла, например, работа. Селезнева не изменяла Театру сатиры, а Андреев всю свою жизнь проработал в Театре имени Ермоловой — сначала актером, потом главным режиссером, а затем и худруком. Она и не стремилась к тому, чтобы играть в спектаклях, поставленных мужем, — объясняла это тем, что не хотела идти «нагрузкой», как ваза в советских магазинах.
Они прожили вместе долгую жизнь, прошли через все невзгоды. Владимира Андреева не стало в 2020-м; Селезнева тяжело переживала смерть супруга, перенесла операцию на ноге, и в спектакле 2023 года она появилась на сцене родного театра в кресле-каталке. А 80-летие она праздновать не собирается вовсе — во всяком случае широко, только с родными и близкими.
Секс-символ из «Операции Ы». Юбилей Натальи Селезневой










Секс-символ из «Операции Ы». Юбилей Натальи Селезневой













Спившийся интеллигент. Как Георгий Бурков сам выбрал свою судьбу
Незаменимый адъютант. 18 июня Юрию Соломину могло бы исполниться 90 лет
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть