19 июня 1990 года умер Георгий Бурков. Не имевший актёрского образования, он играл во МХАТе и снимался у Шукшина, Бондарчука и Рязанова.
Можно ли стать актером, не имея актерского образования? Ответ лежит на поверхности — разумеется, да, и хотя большинство известных советских актеров окончили училища и получили соответствующую специальность, но и среди звезд кино встречались те, чей путь в профессию был весьма извилистым и причудливым. Как, например, случилось с Георгием Бурковым.
Настырный самоучка
Нельзя сказать, что Бурков не стремился стать актером. Он родился в Перми в 1933 году, ребенком пережил войну — пусть и вдали от фронта. А после школы отправился поступать в театральные училища, поскольку мечтал о сцене. Его не взяли раз, не взяли другой... он был настырным — приезжал в столицу четырежды, но постоянно срезался на вступительных экзаменах. Причины были простые — столичным профессорам не нравились внешность Буркова и полное отсутствие дикции. Правда, дикцию можно было и поправить уже в процессе учебы, но вот внешность... Много позже Эльдар Рязанов метко определит типаж актера: «У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента». Но брать такой типаж на свой курс никто из мастеров не решился.
Бурков не сдался. Конечно, в промежутках между попытками поступления в театральный вуз он учился на юриста, но одновременно учился актерскому мастерству в студии при местном драмтеатре. Юридический диплом он так и не получил, но актером всё-таки стал — правда, работал лишь в провинциальных театрах. В одном из них его и приметила помощница главного режиссера Московского театра имени Станиславского Бориса Львова-Анохина, которая отрекомендовала его очень своеобразно: «Во рту полная каша, страшненький, но играет как бог!» Буркова вызвали на просмотр — театр как раз колесил по Сибири, спросили об актерском образовании, на что тот ответил, нисколько не смутившись: никакого. И добавил дерзко: разве по моей игре этого не видно? Наверное, Львову-Анохину эта дерзость пришлась по душе, и Бурков оказался в штате столичного театра.
«Как она будет рожать внуков?»
Рязанов вспоминал, что карьера Буркова в Москве могла быть очень недолгой — тому удалось сорвать уже первый спектакль, на который он был заявлен. Причина тоже была очень простой — приехал друг, они выпили, но по-сибирски крепко, так что ни о каком выходе на сцену и речи не было. Разумеется, последовал приказ об увольнении, но в судьбу Буркова снова вмешался Львов-Анохин — взял незадачливого новичка на поруки и первое время даже платил ему зарплату из своего кармана. Причем им ситуация не нравилась, оба понимали, что это что-то из ряда вон выходящее, но продолжали вести некую игру. Надо заметить, что Бурков не подвел — в будущем ничего не срывал, скандалов не устраивал, да и вообще вёл себя как очень примерный сотрудник. Но причиной тому было не только желание закрепиться в театре, но и внезапно образовавшаяся у актёра семья.
Его супругой стала актриса того же театра имени Станиславского Татьяна Ухарова. В ту пору ей было 19 лет, на сцене она играла с пятнадцати и уже училась в Щукинском училище. Бурков был на 13 лет старше, и это обстоятельство привело к тому, что брак не одобрили его и её родители. В семье Татьяны не хотели отдавать дочь за «пермского афериста» — тогда как раз в газетах печатали историю некоего мошенника из Перми, который обманывал доверчивых москвичек.
Мать Буркова всерьёз озадачил внешний вид жены сына, которая была молоденькой пигалицей весом 37 кг: мол, как она будет рожать мне внуков?
Во МХАТ за Ефремовым не пошёл
Всё наладилось лишь со временем. Первоначальные мытарства — без денег, без своего жилья — закончились, у них родилась дочь, наладились и отношения со старшим поколением. Вскоре и Буркова узнали далеко за пределами театральной среды — Эльдар Рязанов позвал его в свой фильм «Зигзаг удачи», после которого актер как раз и закрепил своё киноамплуа «спившегося интеллигента». Ему это, конечно, сильно мешало, но уже в те годы он не брался за всё подряд, а очень тщательно выбирал проекты. Можно сказать, что он стал постоянным актером Рязанова — тот снял его в фильмах «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и «Служебный роман». Ещё не отказывал Василию Шукшину, с которым крепко сдружился, — роли в «Пеки-лавочки» и в «Калине красной» стали бы украшением фильмографии любого актера.
Да и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука со счетов не скинешь — фильм до сих пор остается одним из самых проникновенных лент о войне. С театром, правда, всё складывалось непросто — из Станиславского Бурков ушел в 1970-м, после пяти лет работы, но не в пустоту, а к Олегу Ефремову в «Современник». Правда, когда тот перешел во МХАТ, за ним не пошел, а просто уволился — и десять лет обходился без театральной сцены.
В жизни Бурков почти не был «спившимся интеллигентом». Его супруга вспоминала, что он поначалу пытался вести прежний разгульный образ жизни, но она поставила вопрос ребром: или без алкоголя, или без меня. Тот испугался: «Как это, без тебя?» И всё же смог взять себя в руки, чтобы не потерять любимую жену. Она, кстати, пожертвовала карьерой — лишь в театре играла, но в кино снималась изредка, да и то чаще всего — в фильмах-спектаклях.
В восьмидесятые всё продолжалось в том же темпе. Бурков снимался у Рязанова, играл в экранизациях классики. Всё-таки оказался во МХАТе у Ефремова, но через четыре года ушёл оттуда в театр имени Пушкина, а оттуда — во МХАТ имени Горького, осколок «большого» МХАТа, который взяла под свою опеку Татьяна Доронина.
Умер Бурков внезапно для всех. Он собирался снова играть у Рязанова в фильме «Небеса обетованные» — ему предложили роль президента нищих (эта роль в итоге досталась Валентину Гафту). Но накануне Бурков неудачно упал, сломал ногу — казалось, ничего серьезного, но во время операции врачи обнаружили у него рубцы на сердце, последствия множества микроинфарктов, которые он даже не замечал. А потом оторвался тромб... Бурков умер 19 июня 1990 года от легочной тромбоэмболии. Ему было всего 57 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть