- Кинорежиссёр сродни лётчику-испытателю, - говорит Алла Ильинична. - Кинорежиссёры цепляются за жизнь. В моём последнем фильме «Полный вперёд» нет ничего тяжёлого или жёсткого. Это эксцентричная картина, в меру весёлая.
Я преподаю в двух вузах и вижу, что у молодых режиссёров такая установка - снять кино, которое будут смотреть на фестивалях. Все понимают, что проката сегодня нет. Фестивали - единственная возможность заявить о себе. А на западных фестивалях любят, когда мы показываем себя уродливыми, грязными, оборванными, злыми. И критика поддерживает именно такое кино.
Вот и получается, что часто для фильмов выбирают именно эту сторону жизни. Но я считаю, что человеку нужно говорить, что завтра он будет лучше, чем сегодня; поднимать человеческое достоинство, чтобы каждый смог увидеть свет в конце туннеля. Фильм должен помочь зрителю выдохнуть и войти в завтрашний день со светлым чувством.
- Сегодня комедийный жанр переживает кризис?
- Я всю жизнь снимала комедии, а это, знаете ли, самый сложный жанр. И он не умер! Жив уже потому, что в 15-й раз прошел кинофестиваль «Улыбнись, Россия». Я его придумала и организую всё это время. Когда мы начинали в 1999 году, то комедии собирали по крупицам. Сейчас их намного больше, но возникает проблема их качества. Какие-то из них ниже пояса, какие-то - выше головы. Комедии сегодня более раскованные, вседозволенность так и витает в воздухе. Значит, этого требует зритель, а наше дело - отбирать лучшее из этого для тех же фестивалей. Я не согласна с тем, что комедия умерла. Она всегда будет жить, потому что люди должны смеяться. Особенно сейчас, когда мы постоянно с чем-то боремся. Чарли Чаплин говорил о том, что жизнь - это не череда похорон, поэтому рядом с грустными событиями есть комические, после которых появляется желание смеяться. Я всегда считала, что лучше показывать голый зад, чем по нему стрелять.
Друзья
ДОСЬЕ |
Алла СУРИКОВА, советский и российский кинорежиссёр, народная артистка России. Родилась в 1940 году в Киеве. Окончила в 1965 году филологический факультет Киевского университета по специальности «русский язык и литература». В конце 1960-х годов Сурикова пришла в кино, работала ассистентом режиссёра в телевизионной картине «Маленький школьный оркестр» (1968 г.) и в фильме «Умеете ли вы жить?» (1970 г.). Вскоре окончила высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров, отделение режиссёров-постановщиков детского фильма (художественный руководитель Георгий Данелия). Автор идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш» (1972 г.). Алла Сурикова – сценарист фильмов «Человек с бульвара Капуцинок», «Москва – я люблю тебя!», «Вы не оставите меня», «Дети понедельника», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Суета сует» и других. Ведёт мастерскую режиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии. Также преподаёт на высших курсах сценаристов и режиссёров. |
- Раз уж вы заговорили про «стрелять», не могу не спросить об Украине. Вы ведь сами родом из Киева. Много у вас там сейчас друзей осталось?
- Да, у меня остались друзья в Украине. Ещё есть два студента оттуда же. Один сейчас живёт в Харькове, другой в Москве. Тот, что в Москве, занимается темой узников концлагерей. Второй студент - яркий комедиограф. Я надеюсь, что, когда в Украине всё утрясётся, он себя проявит. Так вот, у них на происходящее в Украине абсолютно противоположные точки зрения. И кому верить? Моя дочь переписывается со своей школьной подругой из Киева. Та пишет, что в Украине сейчас весьма сложная ситуация. Причём большинство это прекрасно понимают, но молчат. Мой старший внук сейчас в Киеве живёт. Я ему говорю: «Вот вдруг границу перекроют, и останешься ты там навсегда». Это вообще тревожная и грустная тема для меня. Я родилась в Киеве, там же окончила институт. Это моя родина, хотя я давно живу в Москве и русский язык давно стал для меня родным.
- Кстати, как вы относитесь к тому, что сейчас происходит с русским языком? В частности, вы поддерживаете запрет мата в кино?
- Я всегда призываю своих студентов искать синонимы, чтобы разнообразить речь. Я могу перелистать кучу словарей, но найду слова, которые понятны русскому человеку, но при этом ни к мату, ни к ругательствам относиться не будут. Я не люблю мат, хотя за рулем иногда… ну… если правда козёл?!
Душевное кино
- Вам не кажется, что молодые режиссёры сегодня немного лишены чувства самоиронии? Снимут пару картин и мнят себя звёздами.
- Я стараюсь объяснить ребятам, что к себе нужно относиться с самоиронией. Рассказываю им о том, что обезьяна не тогда превратилась в человека, когда взяла в руки палку, а когда подошла к зеркалу, посмотрела на себя и рассмеялась. Не скажу, что молодые режиссёры страдают звёздностью. Они снимают кино, а это очень сложный процесс. Не бывает лёгких картин. Даже если кино длиной три минуты - это стресс 24 часа в сутки. В каждой картине есть кусочек твоей души.
- И между тем состояние современного кинематографа оптимизма не внушает. Те же ремейки советских фильмов у многих зрителей вызывают возмущение. Вы как к ним относитесь?
- Спокойно. Единственное - не нравится, когда ремейк идёт «под копирку» с картины, к которой имеет отношение. Вот, например, новая «Кавказская пленница» чётко следует оригиналу - и в сценарии, и в костюмах, и в образах. Актёры хорошие, но сравнить их с Никулиным или Этушем невозможно.
- Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы возродить наш кинематограф?
- Вкладывать в него деньги! Мне приносят сценарии, среди которых встречаются очень милые истории. Но денег нет. Если найдется какой-нибудь богатый дяденька с большим мешком денег и не будет знать, куда его деть, - подскажите ему! Я понимаю, что с профессиональной точки зрения зарубежный кинематограф выше нашего, стоит зарубежное кино гораздо дороже. Но души-то больше в нашем кино! На Западе всё хорошо, но души нет. Если наши режиссёры пытаются идти по зарубежному пути, то чаще всего картины успешны в прокате. А есть картины Звягинцева, например, которые пытаются проникнуть в душу, сознание, раскрыть нашу жизнь.
- Можете напоследок вспомнить самый странный комплимент от зрителей в адрес ваших фильмов?
- Один человек написал мне: «Шукшин снял «Калину красную» и мог спокойно умереть. Вы сняли «Дети понедельника». Нет, живите, живите…»
Мария КСЕНОФОНТОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть