417

Комедия - это навсегда! «Люди должны смеяться, особенно сейчас»

№ 34 от 20 августа 2014 года 20/08/2014

- Кинорежиссёр сродни лётчику-испытателю, - говорит Алла Ильинична. - Кинорежиссёры цепляются за жизнь. В моём последнем фильме «Полный вперёд» нет ничего тяжёлого или жёсткого. Это эксцентричная картина, в меру весёлая.

Я преподаю в двух вузах и вижу, что у молодых режиссёров такая установка - снять кино, которое будут смотреть на фестивалях. Все понимают, что проката сегодня нет. Фестивали - единственная возможность заявить о себе. А на западных фестивалях любят, когда мы показываем себя уродливыми, грязными, оборванными, злыми. И критика поддерживает именно такое кино.

Вот и получается, что часто для фильмов выбирают именно эту сторону жизни. Но я считаю, что человеку нужно говорить, что завтра он будет лучше, чем сегодня; поднимать человеческое достоинство, чтобы каждый смог увидеть свет в конце туннеля. Фильм должен помочь зрителю выдохнуть и войти в завтрашний день со светлым чувством.

- Сегодня комедийный жанр переживает кризис?

- Я всю жизнь снимала комедии, а это, знаете ли, самый сложный жанр. И он не умер! Жив уже потому, что в 15-й раз прошел кинофестиваль  «Улыбнись, Россия». Я его придумала и организую всё это время. Когда мы начинали в 1999 году, то комедии собирали по крупицам. Сейчас их намного больше, но возникает проблема их качества. Какие-то из них ниже пояса, какие-то - выше головы. Комедии сегодня более раскованные, вседозволенность так и витает в воздухе. Значит, этого требует зритель, а наше дело - отбирать лучшее из этого для тех же фестивалей. Я не согласна с тем, что комедия умерла. Она всегда будет жить, потому что люди должны смеяться. Особенно сейчас, когда мы постоянно с чем-то боремся. Чарли Чаплин говорил о том, что жизнь - это не череда похорон, поэтому рядом с грустными событиями есть комические, после которых появляется желание смеяться. Я всегда считала, что лучше показывать голый зад, чем по нему стрелять.

Друзья

ДОСЬЕ
Алла СУРИКОВА, советский и российский кинорежиссёр, народная артистка России. Родилась в 1940 году в Киеве. Окончила в 1965 году филологический факультет Киевского университета по специальности «русский язык и литература». В конце 1960-х годов Сурикова пришла в кино, работала ассистентом режиссёра в телевизионной картине «Маленький школьный оркестр» (1968 г.) и в фильме «Умеете ли вы жить?» (1970 г.). Вскоре окончила высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров, отделение режиссёров-постановщиков детского фильма (художественный руководитель Георгий Данелия). Автор идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш» (1972 г.). Алла Сурикова – сценарист фильмов «Человек с бульвара Капуцинок», «Москва – я люблю тебя!», «Вы не оставите меня», «Дети понедельника», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Суета сует» и других. Ведёт мастерскую режиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии. Также преподаёт на высших курсах сценаристов и режиссёров.

- Раз уж вы заговорили про «стрелять», не могу не спросить об Украине. Вы ведь сами родом из Киева. Много у вас там сейчас друзей осталось?

- Да, у меня остались друзья в Украине. Ещё есть два студента оттуда же. Один сейчас живёт в Харькове, другой в Москве. Тот, что в Москве, занимается темой узников концлагерей. Второй студент - яркий комедиограф. Я надеюсь, что, когда в Украине всё утрясётся, он себя проявит. Так вот, у них на происходящее в Украине абсолютно противоположные точки зрения. И кому верить? Моя дочь переписывается со своей школьной подругой из Киева. Та пишет, что в Украине сейчас весьма сложная ситуация. Причём большинство это прекрасно понимают, но молчат. Мой старший внук сейчас в Киеве живёт. Я ему говорю: «Вот вдруг границу перекроют, и останешься ты там навсегда». Это вообще тревожная и грустная тема для меня. Я родилась в Киеве, там же окончила институт. Это моя родина, хотя я давно живу в Москве и русский язык давно стал для меня родным.

- Кстати, как вы относитесь к тому, что сейчас происходит с русским языком? В частности, вы поддерживаете запрет мата в кино?

- Я всегда призываю своих студентов искать синонимы, чтобы разнообразить речь. Я могу перелистать кучу словарей, но найду слова, которые понятны русскому человеку, но при этом ни к мату, ни к ругательствам относиться не будут. Я не люблю мат, хотя за рулем иногда… ну… если правда козёл?!

Душевное кино

- Вам не кажется, что молодые режиссёры сегодня немного лишены чувства самоиронии? Снимут пару картин и мнят себя звёздами.

- Я стараюсь объяснить ребятам, что к себе нужно относиться с самоиронией. Рассказываю им о том, что обезьяна не тогда превратилась в человека, когда взяла в руки палку, а когда подошла к зеркалу, посмотрела на себя и рассмеялась. Не скажу, что молодые режиссёры страдают звёздностью. Они снимают кино, а это очень сложный процесс. Не бывает лёгких картин. Даже если кино длиной три минуты - это стресс 24 часа в сутки. В каждой картине есть кусочек твоей души.

- И между тем состояние современного кинематографа оптимизма не внушает. Те же ремейки советских фильмов у многих зрителей вызывают возмущение. Вы как к ним относитесь?

- Спокойно. Единственное - не нравится, когда ремейк идёт «под копирку» с картины, к которой имеет отношение. Вот, например, новая «Кавказская пленница» чётко следует оригиналу - и в сценарии, и в костюмах, и в образах. Актёры хорошие, но сравнить их с Никулиным или Этушем невозможно.

- Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы возродить наш кинематограф?

- Вкладывать в него деньги! Мне приносят сценарии, среди которых встречаются очень милые истории. Но денег нет. Если найдется какой-нибудь богатый дяденька с большим мешком денег и не будет знать, куда его деть, - подскажите ему! Я понимаю, что с профессиональной точки зрения зарубежный кинематограф выше нашего, стоит зарубежное кино гораздо дороже. Но души-то больше в нашем кино! На Западе всё хорошо, но души нет. Если наши режиссёры пытаются идти по зарубежному пути, то чаще всего картины успешны в прокате. А есть картины Звягинцева, например, которые пытаются проникнуть в душу, сознание, раскрыть нашу жизнь.

- Можете напоследок вспомнить самый странный комплимент от зрителей в адрес ваших фильмов?

- Один человек написал мне: «Шукшин снял «Калину красную» и мог спокойно умереть. Вы сняли «Дети понедельника». Нет, живите, живите…»

Мария КСЕНОФОНТОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно