Ростовчане гордятся актёром Ростиславом Пляттом так же, как Чеховым и Раневской. Для них это не просто холостяк из «Подкидыша» или пастор Шлаг из «17 мгновений весны», а человек, который родился в Ростове, играл в театре имени Горького, ловил рыбу с местными жителями и порой попадал в неловкие истории.
В 115-й день рождения народного артиста СССР, который мы отмечаем 13 декабря, подробности выяснил АиФ-Ростов.
Имя для афиши
Сам Ростислав Янович Плятт писал, что был сыном адвоката, поляка по происхождению, по имени Иван Иосифович Плят. А потом, увлёкшись театром, актёр поменял отчество и добавил букву к фамилии. Ростовский краевед Леонид Санкин считает, что всё было немного иначе.
«Отца Ростислава звали Ян Иосифович Пляд, а Иваном назывался для удобства ростовских клиентов — был он помощником присяжного поверенного. В некоторых документах Плятта значилась фамилия „Плят“, но это, скорее всего, ошибка, точнее, ослышка того, кто вписывал имя младенца в книгу учёта. Поскольку будущая звезда кинематографа считал, что Ростислав Янович Плятт на афишах будет смотреться выгоднее, чем Ростислав Иванович Пляд, то он остановился на первом варианте», — рассказывает краевед.
По его словам, среди клиентов Ивана, или Яна, Иосифовича большей частью были театральные деятели, эти связи в дальнейшем и помогли Ростиславу. Но это было потом, а в Ростове семья частенько меняла адреса. По данным Леонида Санкина, установлено только три дома, где жил актёр: два из них на ул. Пушкинской (один уже снесён) и особняк на проспекте Среднем (сейчас это пр. Соколова).
«Мама Ростислава была украинкой из Полтавы. Когда она забеременела, у неё развился туберкулез, и она очень быстро умерла. Его воспитывали бабушки, одна была украинка, другая — полька», — говорит краевед.
А сам Плятт вспоминал об этом так: «Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, и начиналась тихая битва. Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла слух ребёнка от всяческих полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».
Потом отец перевёлся в Москву, куда и забрал сына. Тот, как было уже сказано, благодаря тому, что папа вращался в театральных кругах, всерьёз интересовался актёрской профессией, посещал драмкружок при школе, не пропускал ни единой премьеры МХАТа, общался с актёрами, которые бывали у них дома. А в 1926 году поступил в драматическую студию театрального режиссёра Юрия Завадского. Там Плятт играл 10 лет, а потом по иронии судьбы вместе со студией отправился в родной город.
«Театру Завадского доверяется почётная задача: привить мхатовскую культуру периферийной труппе», — так объяснили артистам решение власти. Плятт же подозревал, что студию просто спихнули с рук, потому что не могли подыскать разросшемуся театру подходящее помещение. А коллеги поняли этот вояж по-своему.
Выпустить пар
«Театральные сплетники всерьёз подозревали меня в причастности к этой интриге как единственного ростовчанина в труппе», — со смехом вспоминал Плятт, у которого малая родина особо тёплых чувств при первом приближении не вызвала.
«Во-первых, я был увезён из Ростова годовалым ребёнком и, стало быть, никаких воспоминаний не осталось, а во-вторых, все эмоции и мысли были обращены к театру, где надо было жить и играть, к встрече с ростовской труппой, с которой предстояло нам слиться», — писал он. Хотя, по данным историков, в донской столице Ростислав Плятт прожил до 1916 года, то есть «был увезён» в 8 лет.
Театр москвичам не приглянулся, они нашли, что в нём слишком много пространства. Да и с местной труппой не поладили.
«Где-то к концу первого сезона произошёл взрыв. Накопились какие-то противоречия. Подробностей не помню, но было бурное выяснение отношений на собрании в театре, которое началось вечером и закончилось под утро. Очевидно, всем надо было выпустить пар, а в результате всё закончилось миром и общим согласием», — вспоминал Плятт.
Зрители принимали театр Завадского хорошо. А кое-кто и узнавал артистов.
«Какое знакомое лицо», — на одном из представлений шепнула мужу ростовчанка Фрида Соломина. И вдруг вспомнила, откуда она знает Ростислава Плятта.
«Моя бабушка Фрида Львовна в 20-е годы прошлого века была совсем юной девушкой. Она устроилась работать в буфет, где столовались красноармейцы по талонам. К этому заведению приписали и заезжих актёров. Среди них был обаятельный высокий парень, приехавший из Москвы, который пытался за ней ухаживать. И пару раз провожал домой», — рассказывает Леонид Санкин.
Молодые люди вели приятные диалоги всю дорогу, пока у самого дома Фриды не наткнулись на девочку-подростка, которая продавала жареные семечки.
«Посмотрите, какая удивительно некрасивая девочка», — шепнул на ухо своей барышне Плятт.
«Это моя младшая сестра!» — холодно ответила Фрида и, быстро попрощавшись, ушла домой.
Оскандалившийся молодой артист больше не вызывался провожать хорошенькую буфетчицу. Тогда он был в Ростове проездом. И через десяток лет девушка увидела своего неудавшегося ухажёра на сцене драмтеатра им. Горького. И уж потом, конечно, пристально следила за его яркой карьерой.
Судя по ростовским газетным афишам, в 1937 году Плятт практически каждый вечер выходил на ростовскую сцену в спектакле «Стакан воды». Но сам донской период удачным для себя не считал, говорил, по молодости лет был слишком легкомыслен. В Ростове родни у Плятта, по всей видимости, не оставалось. И во время московских гастролей в 1938 году он уволился из театра Завадского и устроился в Театр им. Ленинского комсомола. Параллельно начал сниматься в кино, став звездой советского экрана.
Пляттские шутки
Коллеги вспоминали, что Ростислав Янович был большим шутником и регулярно разыгрывал артистов. По слухам, ещё одна уроженка донского края актриса Фаина Раневская однажды даже выдала: «Опять эти пляттские шутки!»
Созвучность фамилии артиста неприличному слову до сих пор приводит к забавным казусам. Леонид Санкин снимает в Ростове программу о знаменитостях, которые жили в Ростове. Была серия и о Плятте.
«Мы снимали один из домов, где жил артист. Вышла женщина с мусорным ведром, стала возмущаться, что это мы здесь с камерой ходим? Мы объясняем: снимаем фильм о Плятте. „О нормальных людях снимать надо!“ — припечатала она, очевидно услышав не фамилию Ростислава Яновича, а то самое неприличное слово», — с улыбкой рассказывает краевед.
Скончался артист в 1989 году в Москве. А в Ростове о Плятте в самом деле мало кто помнит. В городе множество табличек и даже памятников тем, кто жил здесь не так долго. А уроженцу города, который несколько лет играл на местной сцене, не поставили ни бюста, ни мемориальной доски...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть