Актёрская профессия — удел не только молодых, но и тех, кто умудрён опытом и прожитыми годами. Многие артисты продолжают выходить на сцену в очень преклонном возрасте, не обращая внимания на такую условность, как пенсия; иногда они признаются, что именно любимая работа дает им стимул жить и творить. Например, французский драматург и актёр XVIII века Мольер свою последнюю пьесу «Мнимый больной» написал, будучи уже серьёзно больным, и успел четырежды в ней сыграть главную роль — но очередной спектакль пришлось прервать из-за его самочувствия; Мольер скончался спустя несколько часов.
Впрочем, самоотверженность не была исключением в актёрской среде. Известно, что во время Великой Отечественной войны на фронт в составе 4 тыс. фронтовых агитбригад выезжали около 40 тыс. актеров, среди которых были звёзды того времени — Леонид Утёсов, Любовь Орлова, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский... Артисты таких бригад не раз попадали под удары фашистов; летом 1942 года в окружение под Харьковом попала 10-я концертно-фронтовая бригада от Центрального театра Красной армии — почти все её актеры погибли, к своим смогла выбраться только актриса Нина Сазонова, в 1977 году ставшая народной артисткой СССР.
Павел Свободин
Петербургский актёр второй половины XIX века Павел Слободин не только выступал на сценах Александринского и Михайловского театров, но также был писателем, дружил с Чеховым. Скончался он в декабре 1892 года, на 42-м году жизни, прямо на сцене Михайловского театра — во время исполнения роли Оброшенова, главного героя в спектакле по пьесе Островского «Шутники». «Для меня было очевидно, что он скоро умрет; было очевидно и для него самого», — писал после его смерти Чехов и добавлял, что Свободин в последнее время ненавидел сцену. Но, видимо, отказаться от театра этот актёр не мог.
Николай Хмелёв
Он принадлежал к так называемому «второму поколению» артистов МХАТа. В этом театре Хмелёв работал в 1920-е, затем создал собственную театр-студию, ставшую частью театра имени Ермоловой. Хмелёв был одним из первых обладателей звания народного артиста СССР, которое ему присвоили в 1937 году. Много лет Хмелев возглавлял театр имени Ермоловой, а в конце Великой Отечественной войны, после смерти Немировича-Данченко, стал и худруком МХАТа, позволив своей альма-матер пережить уход мэтра. Скончался Хмелев 1 ноября 1945 года во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» по пьесе А. Н. Толстого, в котором играл Ивана Грозного; ему было всего 45 лет.
Борис Добронравов
Этот актёр тоже начинал в Художественном театре — с 1915 года играл в 1-й Студии МХТ, в 1918-м перешел в труппу МХАТа, на сцене которого и проработал всю жизнь. В 1937-м Добронравов, как и Хмелёв, стал народным артистом СССР, много участвовал в эстрадных концертах, где читал отрывки из спектаклей и произведений Чехова, снимался в кино — в 1939-м сыграл главную роль в первой экранизации романа Шолохова «Поднятая целина». Скончался Добронравов в 1949 году, во время спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», где играл заглавную роль; по воспоминаниям коллег, тело Добронравова — прямо в образе царя — вынесли со сцены и положили на тот же диван, на котором четырьмя годами ранее лежал умерший Хмелёв в гриме и облачении царя Ивана Грозного.
Андрей Миронов
Пожалуй, самая известная смерть на сцене советского времени. Миронов был очень популярен в СССР 60–80-х благодаря своим ролям в кино — он снимался у Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Марка Захарова и у других режиссёров. К тому же по Центральному телевидению регулярно показывали фильм-спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»; в этой постановке Театра сатиры Миронов два десятка лет играл роль Фигаро. В августе 1987 года театр привёз этот спектакль в Ригу; 14 августа у Миронова прямо на сцене случилось кровоизлияние в мозг, и через два дня он скончался, так и не придя в сознание. Ему было всего 46 лет.
Владимир Самойлов
Характерный актёр, которого зрители знали лишь по некоторым ролям из сотни сыгранных им — например, он исполнял роль Назара Думы в «Свадьбе в Малиновке» или фабриканта Клычкова в сериале «Тени исчезают в полдень». Самойлов сменил несколько театров по всему СССР, но больше всего проработал на сцене московского театра имени Маяковского, из которого в середине 1990-х перешел в театр имени Гоголя. Именно там он собирался сыграть заглавную роль в спектакле «Король Лир» по Шекспиру, но во время очередной репетиции скончался от сердечного приступа на 76-м году жизни.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть