Советскую актрису Эльзу Леждей зрители особенно хорошо помнят по детективному сериалу «Следствие ведут ЗнаТоКи», где она исполнила роль очаровательной и проницательной криминалистки Зинаиды Кибрит. Но если на экране образ Леждей был сдержанным, то в реальной жизни актрисы бушевали настоящие страсти.
«Вылизанные» кадры
Родители Эльзы Леждей никакого отношения ни к театру, ни к кино не имели: она родилась в Севастополе в семье моряка, однако грезила об актерской карьере с пеленок. После школы девушка с легкостью поступила в Щепкинское училище и в 1955 году получила диплом.
Еще студенткой Эльза снялась в исторической драме «Море студеное» о суровой жизни поморов в XVII веке. Она исполнила там роль невесты пропавшего без вести моряка, которого сыграл Геннадий Юдин. Вскоре киношный роман перетек в жизнь, и актер сделал возлюбленной предложение. Но чувства быстро иссякли, и о своем скоропалительном браке Леждей вспоминать не любила.
Зато после выхода фильма на экраны Эльзу заметили киностудии, а начинающий режиссер Владимир Наумов пригласил ее сыграть роль комсомолки Риты Устинович в киноповести «Павел Корчагин». Вскоре он страстно влюбился в молодую актрису и женился на ней еще во время работы над фильмом.
Партнер Леждей по съемкам Василий Лановой впоследствии даже жаловался, что Наумов «вылизывал» каждый кадр, где появлялась его супруга, а вот другими исполнителями занимался не столь тщательно. «Поэтому впредь я старался не участвовать в фильме, если в нем снимается жена режиссера. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим», - говорил актер.
Собачья война
Брак Наумова и Леждей продержался недолго, несмотря на рождение сына Алексея. На съемках фильма «Хоккеисты» артистка познакомилась с Вячеславом Шалевичем, и у них закрутился роман.
Эльза ушла от мужа к любовнику, а сына забрала с собой. Наумов же после развода бывшую супругу больше не снимал, хотя очень долго надеялся, что она к нему вернется. Впоследствии режиссер женился на Наталье Белохвостиковой, которая стала его новой музой.
Что касается Эльзы, она так и не обрела счастья с новым возлюбленным, хотя их отношения продлились около двух лет. Зато даже после расставания актеры сохранили теплые отношения и неоднократно помогали друг другу в работе. Например, именно Шалевич настоял на том, чтобы Леждей оставили в фильме «Эскадра уходит на Запад», когда ее уже в процессе съемок решили заменить Барбарой Брыльской.
После расставания с Шалевичем новым возлюбленным Эльзы стал театральный художник Борис Мессерер. С ним тоже роман получился мимолетным: пока Леждей пропадала на съемках, Мессерер неожиданно увлекся модной поэтессой Беллой Ахмадулиной. Произошло это во дворе Эльзиного дома: художник выгуливал терьера Рики, а Белла, жившая в соседнем подъезде, прохаживалась со своим пуделем Фомой. Во время очередной встречи, словно почуяв неладное, Рики прокусил Фоме нос, но предотвратить расставание своих хозяев, увы, не смог.
Человек дела
Главным же мужчиной в жизни Эльзы Ивановны стал Всеволод Сафонов. После взлета карьеры в начале 60-х к концу десятилетия он оказался невостребованным и, тяжело переживая творческую нереализованность, пристрастился к выпивке. Из-за этого Сафонова бросила жена, забрав с собой их единственную дочь Елену (сегодня это известная актриса Елена Сафонова).
К счастью, судьба дала актеру второй шанс: в 1970 году его пригласили на роль журналиста Кирюшина в фильм «Белорусский вокзал». После выхода ленты на экраны на Сафонова снова посыпались предложения от режиссеров, однако даже очередной виток популярности не смог избавить его от пристрастия к алкоголю. Зато это удалось Леждей.
Встретившись в 1971 году на съемках фильма «Слушайте, на той стороне», актеры больше не расставались. И когда Сафонов попросил Леждей стать его женой, она ответила согласием, но поставила условие: бросить пить. Ради любимой тот пообещал «завязать» раз и навсегда и клятву свою сдержал.
«Эльза вернула меня к жизни. Если бы не она, я уже никогда не поверил бы в себя, не вернулся бы в профессию», - позднее вспоминал Всеволод Дмитриевич.
А вскоре к Леждей, как и к ее супругу, тоже пришла всесоюзная слава. Да еще какая!
Произошло это после того, как на экраны вышли первые серии нового детективного фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи». Эльза Ивановна сыграла там криминалиста Зинаиду Кибрит, ее партнерами были Георгий Мартынюк (следователь Знаменский) и Леонид Каневский (майор милиции Томин). После премьеры на троицу актеров обрушились оглушительная слава и горячая зрительская любовь.
В какой-то момент авторы картины даже надумали было в угоду публике выдать Кибрит замуж за Знаменского, но Леждей сумела их отговорить. «Моя Зина - человек дела. Тем она и интересна зрителям», - сказала актриса.
Роковая роль
Увы, роль, ставшая визитной карточкой Эльзы Ивановны, оказалась для нее роковой. Режиссеры посчитали, что за 18 лет (а именно столько выходил сериал) зрители так привыкли видеть актрису в образе «милиционера в юбке», что попросту не смогут воспринимать ее в других ролях. И перестали приглашать Леждей в свои картины. Так ей пришлось навсегда позабыть о своих мечтах сыграть Дездемону в «Отелло» или Настасью Филипповну в «Идиоте».
Потеря любимой работы совпала с другой бедой: у Сафонова обнаружили рак легких. Почти два года Леждей боролась за жизнь мужа, но болезнь оказалась сильнее. В 1992-м Всеволод Дмитриевич умер - ему было 66 лет.
Похоронив супруга, Эльза Ивановна замкнулась в себе. Она перестала общаться практически со всеми друзьями и коллегами, редко выходила из своей квартиры. Только сын Алексей и внук Владимир изредка навещали ее.
Поэтому мало кто знал, что вскоре после смерти Сафонова врачи поставили Леждей тот же диагноз. От этой болезни она и умерла в 2001 году, пережив мужа на девять лет. А перед смертью попросила, чтобы на похоронах были только близкие.
Закрытые двери
Советский сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» в середине 70-х пользовался у зрителей такой популярностью, что, когда его показывали по телевизору, улицы «вымирали», а преступность падала до нуля.
Инициатором создания фильма стал министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. По его задумке это должно было поспособствовать профилактике преступлений, а заодно и «очеловечить» образ советского милиционера.
Сыгравшие в главных ролях актеры и впрямь оказались настолько убедительны, что сразу же заслужили всенародную популярность. Георгий Мартынюк признавался, что кассиры на вокзалах, не глядя в паспорт, выдавали ему билеты на фамилию Знаменского. Чтобы артисты лучше вошли в роль, поначалу их приводили на настоящие допросы, но эту практику пришлось прекратить: вскоре даже преступники узнавали Знаменского, Томина и Кибрит и заявляли, что беседовать будут только со «знатоками».
Однако фильм закрыл двери в большое кино не только для Эльзы Леждей, но и для Мартынюка: после «Знатоков» он почти не снимался. Пожалуй, самой успешной стала карьера Леонида Каневского, исполнившего роль Томина: он стал постоянным ведущим документального сериала «Следствие вели…» и играет в театре.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть