Нет, конечно, мы здесь не первые. Коммерциализация футбола началась задолго до того, как «Газпром» задумал вложить деньги в клуб из города на Неве. Англичанам пришло в голову заплатить за футболиста, способного сделать команду сильнее, ещё в конце XIX века (цена вопроса по тем временам – 400 фунтов стерлингов). И пошло-поехало - акции, капитализации, трансферы, мерчендайзинг, олигархи, арабские шейхи… Англичане ужаснулись, изучив свои ведомости за последние 25 лет: зарплата игроков выросла в 20 раз (до более чем 30 тысяч фунтов в неделю). О какой полевой романтике, преданности клубным цветам может идти речь?! Футбол – давно не вид спорта, а продукт, напичканный деньгами. Это уже не состязание профессиональных качеств - это борьба карманов.
Скромнее надо быть
Несколько лет назад УЕФА – организация, которая в ответе за европейские клубы, - решила поставить футбол на место. Мол, хватит непомерных расходов на игроков и раздутых бюджетов. Да здравствуют истинные ценности спорта и финансовая fair play (честная игра)! Клубам разослали новые правила деятельности. Суть их – прекратить «взрывать» рынок «покупками» игроков, начать жить по средствам (тратить не больше заработанного) и развивать детско-юношеский футбол. Кто не справится – получит санкции. И вроде бы дело пошло. В числе штрафников оказались, например, команды «Манчестер Сити», ПСЖ. «Скромнее надо быть», - напоминал глава УЕФА Мишель Платини… А тут вдруг – бах! – и под его заклинания «Манчестер Юнайтед» в августе 2014 года взял да и потратил на покупку аргентинца ди Мария рекордные для Англии 75 млн евро. А как же жизнь по средствам?!
«Платини – француз, а во Франции любимое занятие – демагогия о равенстве и братстве, - объясняет Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, экс-президент московского «Спартака». Затея с финансовой fair play похожа на пиар Платини, а возможно, просто служит источником дохода для УЕФА благодаря штрафам. «Не тратить больше заработанного» - это история о том, какой клуб хитрее «нахимичит» с документами. Например, оформляешь дар от олигарха или компании под видом рекламного контракта – вот тебе и заработок. Арабские владельцы команд в Англии, Франции прекрасно умеют давать «под ковром», чтобы никто не видел: трать – не хочу».
«Можно придумывать какие угодно финансовые инструменты, но пока за футболом стоят амбиции владельцев и спонсоров, суммы будут расти, - уверен Вадим ГАЛКИН, доктор экономических наук, автор работы «Экономика спорта и спортивный бизнес». – Лопнуть этот пузырь может только в случае мирового кризиса. Вот тогда спортивные «игрушки» быстро опостылеют хозяевам, начнутся банкротства, и футбол вернётся на уровень «земных» цифр. Но в ближайшей перспективе я предпосылок к этому не вижу.
Опять же, если говорить о европейских грандах, то это всё-таки бизнес. Траты на «покупки» игроков, выплаты зарплат с большим или меньшим успехом отбиваются. Атрибутика, билеты, академии, продажа права трансляций – денежки капают. Например, английская премьер-лига благодаря телеправам за 3 сезона выручила 3 миллиарда фунтов».
Полевой бизнес
А что в Беларуси? Совокупный бюджет 12 клубов белорусской Высшей лиги в прошлом году оценивался в сумму 38-39 миллионов долларов, или в среднем 3,2 миллиона на клуб. По футбольным меркам это совсем небольшие деньги. «Однако, - утверждает Юрий КРИВОДУБСКИЙ, заместитель генерального директора ФК «Минск», - все клубы Высшей лиги пользуются господдержкой».
Отметим, что 10 из 12 клубов напрямую принадлежат государству со всеми вытекающими потребностями в финансировании. Если нам, белорусам, предлагают заплатить деньги (пусть и небольшие, если распределить сумму между 9,5-миллионным населением страны), хотелось бы знать, за что.
Может быть, за выступление в квалификации Евро-2016? Беларусь, напомним, успела сыграть четыре матча, проиграть три из них и разойтись вничью со сборной Люксембурга. Борисовский БАТЭ пробился в групповой этап Лиги Чемпионов, но его выступление там вызывает много вопросов. Минское «Динамо» никак себя не показало в Лиге Европы. Об остальных клубах на международной арене сейчас и говорить нечего.
В сравнении с минувшим сезоном посещаемость матчей Высшей лиги снизилась на 14%. Может быть, и болельщику уже не нужен такой футбол?
- Если прекратить финансирование, игроки уйдут в чемпионаты соседних стран, где лучшие условия, - уверяет Юрий Криводубский. – У нас есть потребность развивать рекламный рынок. Всё дело в том, что у белорусского футбола недостаточно большая аудитория. Даже белорусскому телевидению невыгодно транслировать футбол, потому что затраты не отбиваются за счёт рекламы. Если сравнить с ведущими футбольными странами, наш внутренний чемпионат не привлекателен для рекламодателей. Если говорить языком рынка, надо создать продукт, который будет продаваться. В Беларуси этот бизнес пока не выстроен.
*Совокупная стоимость 233 футболистов Высшей лиги – 67 миллионов евро (по данным Transfermarkt).
** Матчи Чемпионата Беларуси в сезоне-2014 посетили 350 442 болельщика, что составило в среднем 1825 за матч (примерно по 90 человек на каждого из 22 играющих на поле футболистов).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть