Нет, конечно, мы здесь не первые. Коммерциализация футбола началась задолго до того, как «Газпром» задумал вложить деньги в клуб из города на Неве. Англичанам пришло в голову заплатить за футболиста, способного сделать команду сильнее, ещё в конце XIX века (цена вопроса по тем временам – 400 фунтов стерлингов). И пошло-поехало - акции, капитализации, трансферы, мерчендайзинг, олигархи, арабские шейхи… Англичане ужаснулись, изучив свои ведомости за последние 25 лет: зарплата игроков выросла в 20 раз (до более чем 30 тысяч фунтов в неделю). О какой полевой романтике, преданности клубным цветам может идти речь?! Футбол – давно не вид спорта, а продукт, напичканный деньгами. Это уже не состязание профессиональных качеств - это борьба карманов.

Скромнее надо быть
Несколько лет назад УЕФА – организация, которая в ответе за европейские клубы, - решила поставить футбол на место. Мол, хватит непомерных расходов на игроков и раздутых бюджетов. Да здравствуют истинные ценности спорта и финансовая fair play (честная игра)! Клубам разослали новые правила деятельности. Суть их – прекратить «взрывать» рынок «покупками» игроков, начать жить по средствам (тратить не больше заработанного) и развивать детско-юношеский футбол. Кто не справится – получит санкции. И вроде бы дело пошло. В числе штрафников оказались, например, команды «Манчестер Сити», ПСЖ. «Скромнее надо быть», - напоминал глава УЕФА Мишель Платини… А тут вдруг – бах! – и под его заклинания «Манчестер Юнайтед» в августе 2014 года взял да и потратил на покупку аргентинца ди Мария рекордные для Англии 75 млн евро. А как же жизнь по средствам?!
«Платини – француз, а во Франции любимое занятие – демагогия о равенстве и братстве, - объясняет Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, экс-президент московского «Спартака». Затея с финансовой fair play похожа на пиар Платини, а возможно, просто служит источником дохода для УЕФА благодаря штрафам. «Не тратить больше заработанного» - это история о том, какой клуб хитрее «нахимичит» с документами. Например, оформляешь дар от олигарха или компании под видом рекламного контракта – вот тебе и заработок. Арабские владельцы команд в Англии, Франции прекрасно умеют давать «под ковром», чтобы никто не видел: трать – не хочу».
«Можно придумывать какие угодно финансовые инструменты, но пока за футболом стоят амбиции владельцев и спонсоров, суммы будут расти, - уверен Вадим ГАЛКИН, доктор экономических наук, автор работы «Экономика спорта и спортивный бизнес». – Лопнуть этот пузырь может только в случае мирового кризиса. Вот тогда спортивные «игрушки» быстро опостылеют хозяевам, начнутся банкротства, и футбол вернётся на уровень «земных» цифр. Но в ближайшей перспективе я предпосылок к этому не вижу.
Опять же, если говорить о европейских грандах, то это всё-таки бизнес. Траты на «покупки» игроков, выплаты зарплат с большим или меньшим успехом отбиваются. Атрибутика, билеты, академии, продажа права трансляций – денежки капают. Например, английская премьер-лига благодаря телеправам за 3 сезона выручила 3 миллиарда фунтов».

Полевой бизнес
А что в Беларуси? Совокупный бюджет 12 клубов белорусской Высшей лиги в прошлом году оценивался в сумму 38-39 миллионов долларов, или в среднем 3,2 миллиона на клуб. По футбольным меркам это совсем небольшие деньги. «Однако, - утверждает Юрий КРИВОДУБСКИЙ, заместитель генерального директора ФК «Минск», - все клубы Высшей лиги пользуются господдержкой».
Отметим, что 10 из 12 клубов напрямую принадлежат государству со всеми вытекающими потребностями в финансировании. Если нам, белорусам, предлагают заплатить деньги (пусть и небольшие, если распределить сумму между 9,5-миллионным населением страны), хотелось бы знать, за что.
Может быть, за выступление в квалификации Евро-2016? Беларусь, напомним, успела сыграть четыре матча, проиграть три из них и разойтись вничью со сборной Люксембурга. Борисовский БАТЭ пробился в групповой этап Лиги Чемпионов, но его выступление там вызывает много вопросов. Минское «Динамо» никак себя не показало в Лиге Европы. Об остальных клубах на международной арене сейчас и говорить нечего.
В сравнении с минувшим сезоном посещаемость матчей Высшей лиги снизилась на 14%. Может быть, и болельщику уже не нужен такой футбол?
- Если прекратить финансирование, игроки уйдут в чемпионаты соседних стран, где лучшие условия, - уверяет Юрий Криводубский. – У нас есть потребность развивать рекламный рынок. Всё дело в том, что у белорусского футбола недостаточно большая аудитория. Даже белорусскому телевидению невыгодно транслировать футбол, потому что затраты не отбиваются за счёт рекламы. Если сравнить с ведущими футбольными странами, наш внутренний чемпионат не привлекателен для рекламодателей. Если говорить языком рынка, надо создать продукт, который будет продаваться. В Беларуси этот бизнес пока не выстроен.
*Совокупная стоимость 233 футболистов Высшей лиги – 67 миллионов евро (по данным Transfermarkt).
** Матчи Чемпионата Беларуси в сезоне-2014 посетили 350 442 болельщика, что составило в среднем 1825 за матч (примерно по 90 человек на каждого из 22 играющих на поле футболистов).
«Вороны» на поле. Любительский футбольный клуб в шаге от выхода в Высшую лигу
Не в деньгах счастье. Чего не хватает белорусскому футболу
Белорусские футболисты завоевали путёвку на Олимпиаду в Лондон
Ренан Брессан: «О Беларуси я знал только то, что здесь холодно»
Защита Адвоката. Алексей Березуцкий о тренерах, жаре и видеоповторах
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть