3472

Позволительная роскошь. На что идут деньги, выделяемые белорусскому футболу

№ 1 от 1 января 2015 года 01/01/2015

Нет, конечно, мы здесь не первые. Коммерциализация футбола началась задолго до того, как «Газпром» задумал вложить деньги в клуб из города на Неве. Англичанам пришло в голову заплатить за футболиста, способного сделать команду сильнее, ещё в конце XIX века (цена вопроса по тем временам – 400 фунтов стерлингов). И пошло-поехало - акции, капитализации, трансферы, мерчендайзинг, олигархи, арабские шейхи… Англичане ужаснулись, изучив свои ведомости за последние 25 лет: зарплата игроков выросла в 20 раз (до более чем 30 тысяч фунтов в неделю). О какой полевой романтике, преданности клубным цветам может идти речь?! Футбол – давно не вид спорта, а продукт, напичканный деньгами. Это уже не состязание профессиональных качеств - это борьба карманов.

01-09-1

Скромнее надо быть

Несколько лет назад УЕФА – организация, которая в ответе за европейские клубы, - решила поставить футбол на место. Мол, хватит непомерных расходов на игроков и раздутых бюджетов. Да здравствуют истинные ценности спорта и финансовая fair play (честная игра)! Клубам разослали новые правила деятельности. Суть их – прекратить «взрывать» рынок «покупками» игроков, начать жить по средствам (тратить не больше заработанного) и развивать детско-юношеский футбол. Кто не справится – получит санкции. И вроде бы дело пошло. В числе штрафников оказались, например, команды «Манчестер Сити», ПСЖ. «Скромнее надо быть», - напоминал глава  УЕФА Мишель Платини… А тут вдруг – бах! – и под его заклинания «Манчестер Юнайтед» в августе 2014 года взял да и потратил на покупку аргентинца ди Мария рекордные для Англии 75 млн евро. А как же жизнь по средствам?!

«Платини – француз, а во Франции любимое занятие – демагогия о равенстве и братстве, - объясняет Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, экс-президент московского «Спартака». Затея с финансовой fair play похожа на пиар Платини, а возможно, просто служит источником дохода для УЕФА благодаря штрафам. «Не тратить больше заработанного» - это история о том, какой клуб хитрее «нахимичит» с документами. Например, оформляешь дар от олигарха или компании под видом рекламного контракта – вот тебе и заработок. Арабские владельцы команд в Англии, Франции прекрасно умеют давать «под ковром», чтобы никто не видел: трать – не хочу».

«Можно придумывать какие угодно финансовые инструменты, но пока за футболом стоят амбиции владельцев и спонсоров, суммы будут расти, - уверен Вадим ГАЛКИН, доктор экономических наук, автор работы «Экономика спорта и спортивный бизнес». – Лопнуть этот пузырь может только в  случае мирового кризиса. Вот тогда спортивные «игрушки» быстро опостылеют хозяевам, начнутся банкротства, и футбол вернётся на уровень «земных» цифр. Но в ближайшей перспективе я предпосылок к этому не вижу.

Опять же, если говорить о европейских грандах, то это всё-таки бизнес. Траты на «покупки» игроков, выплаты зарплат с большим или меньшим успехом отбиваются. Атрибутика, билеты, академии, продажа права трансляций – денежки капают. Например, английская премьер-лига благодаря телеправам за 3 сезона выручила 3 миллиарда фунтов».

01-09-2

Полевой бизнес

А что в Беларуси? Совокупный бюджет 12 клубов белорусской Высшей лиги в прошлом году оценивался в сумму 38-39 миллионов долларов, или в среднем 3,2 миллиона на клуб. По футбольным меркам это совсем небольшие деньги. «Однако, - утверждает Юрий КРИВОДУБСКИЙ, заместитель генерального директора ФК «Минск», - все клубы  Высшей лиги пользуются господдержкой».

Отметим, что 10 из 12 клубов напрямую принадлежат государству со всеми вытекающими потребностями в финансировании. Если нам, белорусам, предлагают заплатить деньги (пусть и небольшие, если распределить сумму между 9,5-миллионным населением страны), хотелось бы знать, за что.

Может быть, за выступление в квалификации Евро-2016? Беларусь, напомним, успела сыграть четыре матча, проиграть три из них и разойтись вничью со сборной Люксембурга. Борисовский БАТЭ пробился в групповой этап Лиги Чемпионов, но его выступление там вызывает много вопросов. Минское «Динамо» никак себя не показало в Лиге Европы. Об остальных клубах на международной арене сейчас и говорить нечего.

В сравнении с минувшим сезоном посещаемость матчей Высшей лиги снизилась на 14%. Может быть, и болельщику уже не нужен такой футбол?

- Если прекратить финансирование, игроки уйдут в чемпионаты соседних стран, где лучшие условия, -  уверяет Юрий Криводубский. – У нас есть потребность развивать рекламный рынок. Всё дело в том, что у белорусского футбола недостаточно большая аудитория. Даже белорусскому телевидению невыгодно транслировать футбол, потому что затраты не отбиваются за счёт рекламы. Если сравнить с ведущими футбольными странами, наш внутренний чемпионат не привлекателен для рекламодателей. Если говорить языком рынка, надо создать продукт, который будет продаваться. В Беларуси этот бизнес пока не выстроен.

*Совокупная стоимость 233 футболистов Высшей лиги – 67 миллионов евро (по данным Transfermarkt).

** Матчи Чемпионата Беларуси в сезоне-2014 посетили 350 442 болельщика, что составило в среднем 1825 за матч (примерно по 90 человек на каждого из 22 играющих на поле футболистов).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно