3213

«Зубры» и «Бизоны». В хоккей играют белорусы, а побеждают канадцы?

№ 43 от 20 октября 2015 года 20/10/2015

Иностранные хоккеисты, играющие за минское «Динамо», для болельщиков быстро становятся своими. Канадца Джонатана Чичу фанаты с уважением величают «белорусским индейцем», родившегося в США Ника Бэйлена  по-свойски зовут Колей Бэйленом. Последний, равно как и вратарь Кевин Лаланд и нападающий Шарль Лингле, уже успел натурализоваться и теперь официально гражданин Республики Беларусь.

43-38-2И когда под сводами 15-тысячной «Минск-Арены» болельщики восторженно скандируют имя легионера «Динамо», забросившего шайбу, никому и в голову не придёт разделять команду на «своих» и «чужих». И всё же тема легионеров в белорусском хоккее пока не закрыта.

Команда

Экс-главный тренер «Динамо» Любомир Покович по этому поводу ещё в феврале 2015 года высказался по-любомирски взвешенно, хотя и максимально конкретно: «Многие привыкли говорить, что в минском «Динамо» всё решают легионеры... Но это не всегда правда. Если иностранцы играют хорошо - это ещё не значит, что белорусы играют плохо».

Для Любомира Поковича, как и для любого профессионального тренера, такого понятия, как «национальность», нет. Для него существует термин «команда». Но для белорусского спорта, без сомнения, важно, чтобы как можно больше воспитанников национальной хоккейной школы могли получить игровую практику и показать себя в лучшем и единственном клубе страны, представленном в КХЛ. Тем более что «Динамо» - традиционно главный поставщик игроков для белорусской сборной. На последнем Чемпионате мира доля «зубров» в сборной составила 42%, при этом динамовец Алексей Калюжный стал самым результативным игроком.

Что об этом говорит статистика? По итогам каждого сезона КХЛ формируется пятёрка лучших нападающих «Динамо». «Лучшие» определяются исходя из суммы заброшенных шайб и отданных передач. В сезоне 2008-2009 на счету белорусов из ТОП-5 нападающих «Динамо» были 39 шайб, или 76% всех шайб, заброшенных пятёркой лидеров*. Высокий результат? Как оказалось, недосягаемый. В сезоне 2009-2010 этот показатель составил 11 шайб, или 17%. В сезоне 2010-2011 - 17 шайб, или 24%. В сезоне 2011-2012 в пятёрке лучших нападающих уроженцы Беларуси не представлены. В сезоне 2012-2013 - 13 шайб, или 18%. В сезоне 2013-2014 - 34 шайбы, или 65%. В сезоне 2014-2015 - 22 шайбы, или 22%. Наконец, в нынешнем сезоне в ТОП-5 лидеров - два канадца, один американец и двое белорусов - Калюжный и Гаврус. Эти наши соотечественники пока отметились лишь пятью заброшенными шайбами. Не считая сезона 2008-2009, когда «Динамо» дебютировало в КХЛ, превосходство легионеров просто подавляющее. На первый взгляд, исключением предстаёт сезон 2013-2014, но надо учесть, что 15 шайб из 34 тогда забросил рождённый в Торонто и к тому моменту натурализовавшийся Джефф Плэтт, то есть, опять же, не воспитанник белорусского хоккея.

Вывод из этого можно сделать один: в «Динамо» играет команда, но игру, что называется, «делают» легионеры.

Баланс

С одной стороны, статистика - не в пользу белорусского хоккея. И результаты национальной сборной на последних чемпионатах  мира - тому подтверждение. Хотя в 2014 и 2015 годах команда занимала на мировом первенстве высокое 7-е место, в лидерах по количеству заброшенных шайб и отданных передач остаётся «старая гвардия»: Алексей Калюжный, братья Андрей и Сергей Костицыны и Михаил Грабовский.

С другой стороны, менеджменту и тренерскому составу «Динамо» приходится балансировать между интересами клуба и, как ни крути, интересами сборной, то есть показывать результат и при этом помогать расти молодым. И всё это - в рамках довольно скромного, по меркам КХЛ, финансирования. По данным лиги за сезон 2013-2014 зарплатный бюджет клуба - 23-й (из 28 команд). Почти наверняка можно утверждать, что завоевание «зубрами» Кубка Гагарина (главный трофей КХЛ) стало бы достижением, которое подстегнуло бы к занятию хоккеем тысячи белорусов. Как ни парадоксально, но хоккей в нашей стране уже любят даже больше, чем в России. По статистике «Динамо» - самый посещаемый клуб лиги. Домашние игры минчан в среднем посещают 14 120 зрителей. Для сравнения - на втором месте легендарный питерский СКА (12 125).

Какая из этих позиций правильная - вопрос открытый. Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что, каким бы ни был состав «зубров», бренд «Динамо» остаётся белорусским. И именно сейчас, в разгар сезона, когда команда оказалась в непростом положении из-за травм, скосивших многих хоккеистов, этому бренду поддержка особенно нужна.

*Статистика представлена для регулярного Чемпионата КХЛ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно