Кто и почему решил назвать сатирический журнал «Крокодилом», сейчас доподлинно не известно. Зато известно, что корни этого издания уходят в редакцию газеты «Рабочий». В начале июня 1922 года редколлегия издания с целью увеличения числа подписчиков решила каждую неделю выпускать иллюстрированное сатирическое приложение. Читателям, получавшим его бесплатно вместе с воскресными выпусками, эта идея очень понравилась. Рейтинги, а точнее спрос, зашкаливал... И понеслось!
В выпусках приложения, а спустя короткое время и самостоятельного издания, высмеивались гиганты международного оппортунизма, белоэмигранты, кивающие на засуху и голод в России, буржуазные интеллигенты, наглые самогонщики и носители других пороков, связанных с нэпом. Фотожаб, а точнее карикатур на патриотов и кошатников, почему-то в журнале не было, но в целом рядовой читатель «Крокодила» видел в свежем номере почти всё то, что сегодня ежедневно видит в своей ленте новостей обычный пользователь «Фейсбука» или других соцсетей.
Свой статус в первом же номере журнал обозначил стихотворением Демьяна Бедного: «Красный Крокодил — смелый из смелых! Против крокодилов чёрных и белых». В этом стихотворении автор чётко сформулировал задачи издания:
«Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила!»
«Крокодил» «приколачивал к позорному столбу» тех, кто сохранил капиталистические привычки (вы всё ещё едите французские сыры и норвежскую сёмгу?! Тогда мы идём к вам!), беспощадно клеймил недочёты хозяйственной жизни страны (Всё разворовали!? Кругом откаты!? Коррупция!? Мы расскажем обо всём!), зло высмеивал хиппи. Руководствуясь советами власти, вывешивал на доску позора отстающие фабрики и заводы, разоблачал конкретных виновников этого отставания.
На суд читателей выносились недостойные поступки отсталой части рабочих: клеймились позором лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы. В выражениях карикатуристы журнала себя не сдерживали. "Мочили" врагов со всей силы. Во время «дела врачей» (уголовное дело 1948–1953 годов против советских врачей, которых обвинили в заговоре с целью убийства советских политиков) «Крокодил» опубликовал карикатуры довольно экстремального характера.
В это время символом издания являлся красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Его тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров. А кинорежиссёр Михаил Ромм, кстати, отмечал преувеличенную оскорбительность ряда карикатур подчёркнуто расовой направленности. Кстати, в разное время в «Крокодиле» печатались Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Людмила Петрушевкая, Виктория Токарева и многие другие.
«Крокодил» — это не просто остросоциальная сатира. Это ещё и история страны и рупор пропаганды. Начиная с сентября 1939 года, когда советский народ протянул братскую руку помощи народам Западной Украины и Западной Белоруссии, героическая тематика стала едва ли не ведущей темой журнала. Выездные бригады «Крокодила», находившиеся в частях Красной Армии, постоянно информировали читателей о происходящих событиях, активно включались в агитационную работу, участвовали во фронтовой печати, в выпуске агитплакатов. Так, например, бригада «Крокодила» в составе Лебедева-Кумача, Эделя и других наладила в то время регулярный выпуск журнала «Крокодил на Западной Украине». Печатали его, кстати, на двух языках. Военная тематика также стала главной в журнале и в период советско-финской войны. Ну а с первых дней Великой Отечественной всё содержание «Крокодила» стало подчинено одной задаче — борьбе с фашистами.
Когда закончилась Великая Отечественная, время потребовало от журнала перехода на новые рельсы. Но «Крокодил» оказался неповоротливым. Журнал сохранял свой прежний архаичный «фронтовой» вид. И это привело к неприятным последствиям. В постановлении ЦК Партии в сентябре 1948 года журнал подвергся острой критике. Беспощадно ругали за отрыв редакции от жизни, отсутствие требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывали на непривлекательный внешний вид. В общем, требовали сменить дизайн и контент. В редакции крепко задумались... Оформление и содержание в итоге сменили. Однако история диктовала свои условия.
Резкий перелом в советской сатире, да и в стране в целом, произошёл после исторических решений XX съезда КПСС. Культ личности Сталина решительно осудили. А осуждение всех отрицательных порождений этого культа расчистило почву для критики и самокритики. «Крокодил» стал смелее, острее, свободнее. Популярность его только росла. И казалось, что теперь-то уж ему обеспечена долгая и счастливая жизнь.
В 2000 году в связи с недофинансированием «Крокодил» медленно и мучительно скончался. Но... в сентябре 2001 года группой идейных «крокодильцев» журнал неожиданно реанимировали и стали издавать под названием «Новый Крокодил». Однако просуществовал он только до августа 2004 года.
Но и это был не конец! Выпуск журнала возобновился в августе 2005 года. Одним из акционеров восставшего из пепла издания был главный редактор «Новой газеты»Дмитрий Муратов. Но возрождённый журнал уже был рассчитан не на широкие массы, а на узкий круг читателей. В этом качестве он не смог подняться на прежний уровень и окончательно закрылся в 2008 году.




Пророк в своём Отечестве. Лермонтов предсказал и беды страны, и свою смерть
«Техника» по-прежнему с молодёжью. Что стало с известными журналами СССР?
Правда должна быть с зубами. Как «Аргументы и факты» дожили до 40 лет
Отар Кушанашвили: Креативные придурки против Набокова
Это невозможно читать! Шедевры литературы, которые оценили лишь спустя годы
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть