Также многие видят в редком и дорогом виниле некий элемент престижа. Об истории советской пластинки корреспонденту «АиФ» рассказал коллекционер Дмитрий ШУЛЬГА.
Из истории
Первый граммофон увидел свет в 1888 году в Ганновере (Германия); в первой половине 1897 года в США открылась первая в мире фабрика грампластинок.
В России первый граммофон появился в 1897 году, в том же году была сделана первая запись на русском языке. В 1901 году английским акционерным обществом «Gramophone» в Риге была организована первая фабрика грампластинок в России.
В 1910 году под Москвой открылся крупнейший в России Апрелевский завод по производству грампластинок. А к 1915 году в стране уже работали 6 фабрик, выпускавших 20 миллионов пластинок в год. Знаменитая фирма граммофонных пластинок «Мелодия» была основана в 1964 году. Первое время по техническому оснащению заводы «Мелодии» ничем не уступали зарубежным производителям пластинок.
Из чего пластинка?
Кстати, первые патефонные пластинки производились из шелллака – воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Но главным недостатком таких пластинок была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Да и цена была достаточно высокой. Поэтому в довоенные годы пластинок в СССР производилось мало. Позже шеллаковые пластинки заменили более прочными и дешёвыми - из поливинилхлорида (винила).
Еще один недостаток первых патефонных пластинок – при скорости в 78 оборотов на одной стороне помещалось от силы 5-7 минут записи. Поэтому вскоре появились так называемые долгоиграющие пластинки. Формат такой пластинки был изобретен на Западе для записи крупных симфонических произведений.
Но в СССР у многих людей не было возможности купить хороший стереофонический проигрыватель, поэтому советская промышленность массово выпускала проигрыватели с тремя скоростями: 78 оборотов - под патефонную пластинку, 33 оборота - под долгоиграющую пластинку и 45 оборотов - под маленькую пластинку.
Идеология на виниле
В Советском Союзе пластинки выполняли не только развлекательную функцию. Их также использовали для художественного образования народа: на пластинках выходили самоучители, книги и др. Кроме того, в то время винил был средством массового политического воспитания советского человека: на пластинках записывались выступления политических деятелей страны. Также на «Мелодии» выпускались пластинки с аудиоспектаклями, выступлениями артистов, поэтов, произведениями классической музыки.
Основной источник дохода «Мелодии» составлял экспорт: предприятие заключало соглашения с западными фирмами и издавало пластинки с записью классической музыки русских композиторов, которые активно покупали иностранцы.
В СССР была и своя эстрада, хотя выбор был небольшой. Так, все советские люди слушали Пугачеву, Кобзона, Антонова и др. Понятно, что большинство песен этих исполнителей до западного уровня не дотягивало. С рок-музыкой в СССР вообще была беда: советские власти боялись ее тлетворного влияния на неокрепшие умы комсомольцев и пионеров. Поэтому доля пластинок с такой музыкой в каталоге «Мелодии» была небольшой. Их советскому человеку заменили свои вокально-инструментальные ансамбли.
Самым крупным ансамблем не только в БССР, но и в СССР были «Песняры». Они объехали Советский Союз вдоль и поперек не один раз. Также «Песняры» были едва ли не единственной советской группой, признанной на Западе. Многие их альбомы выходили на пластинках. Надо отметить, что лидер группы Владимир Мулявин для записи отбирал самый лучший музыкальный материал. Кстати, «Песняры» одними из первых в Союзе стали экспериментировать с крупными формами в рок-музыке. У них вышли знаменитая пластинка «Гусляр» по произведениям Янки Купалы, проект из песен военных лет «Через всю войну».
Также «Мелодия» выпускала по лицензии и продавала в Союзе пластинки зарубежных исполнителей. Но их было очень мало, поэтому, чтобы заполучить заветную пластинку, людям приходилось не спать ночами, стоять в очередях и в мороз, и в жару. Но народу не предоставляли серьезной музыки. До советского человека доходили только легкий рок и поп-музыка: «АВВА», «Boney М» и др.
Как правило, пластинки выходили большими тиражами. Но сложно судить, насколько это количество реально. Во времена СССР не было ни хит-парадов, ни рейтингов продаж. Если на пластинке указывался тираж в 100 тысяч, то это не означало, что подобная пластинка не вышла где-то еще: ведь заводы были разбросаны по всему Союзу.
В 80-е годы в мире начали массово распространяться аудиокассеты и компакт-диски. К тому же с распадом СССР многие русскоязычные музыканты лишились рынков сбыта. С 90-х годов производство винила в мире стало сворачиваться. Все это привело к тому, что фирма «Мелодия» развалились. Свою роль сыграло и то, что с началом перестройки стали появляться кооперативы по производству пластинок. Одной из первых была корпорация грамзаписи, созданная известным музыкантом Стасом Наминым. Позже его примеру последовали многие другие: используя техническую базу «Мелодии», они самостоятельно заключали договоры с музыкантами. Кстати, кооперативы продавали пластинки по свободной цене.
По словам Дмитрия Шульги, самое печальное, что с закрытием «Мелодии» был утрачен интеллектуальный архив музыкальных записей. Но все же многое удалось сохранить. Есть мнение, что фирма собирается начать премастеринг этих записей для выпуска на компакт-дисках.
Качество звука
Безусловно, на пластинке можно добиться очень хорошего качества звучания. Однако насколько хорошо звучали пластинки фирмы «Мелодия» - вопрос спорный. На самом деле, качество звука итогового музыкального продукта зависит от качества самой записи, винила, от уровня аппаратуры и др. Но в СССР отличный звук не был самоцелью. Людям нужно было дать пластинки в большом количестве. И советская промышленность с этим справлялась.
Средняя цена пластинки в СССР составляла 2 рубля 50 копеек. Для сравнения: цена поездки в автобусе - 10 копеек. Купить с рук пластинку, выпущенную в Америке или Европе, можно было за 50 рублей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть