Вообще, для Беларуси празднование Нового года - явление позднее. Белорусы стали отмечать этот праздник в начале ХХ века. До этого времени наши прапрабабушки и прапрадедушки отмечали Коляды.Именно с ними ассоциировалось начало Нового года.
Когда белорусы начали отмечать Коляды, сложно сказать. Ни один специалист в области культуры не может пока ответить на этот вопрос.
- Сегодня не существует фиксированных сведений о времени возникновения этого праздника, - отметил Иван Крук.- До нас, к сожалению, дошло очень мало исторически достоверных сведений.
Кутья и грибной квас
Коляды – это двухнедельный праздник, который имеет свою точку начала, кульминации и завершения.
Важной частью Коляд был торжественный обрядовый ужин. Коляды имели моделирующий характер: если стол будет полным на Новый год, то и весь год будет таким же. Отсюда и современная поговорка: «Как Новый год встретишь, таким он и будет».
Поэтому на столе было 12 блюд. Они символизировали собой 12 месяцев года, 12 созвездий.
Брусничный и грибной квас, клюква, сальтисон, колбаса, блины, мачанка – вот что было на столе в этот праздничный вечер.
Но самым важным блюдом на столе была первая постная кутья. С нее начинался праздник. Кутью варили из овсяной или ячневой крупы в глиняном горшке, добавляя туда мед, мак, сухие груши и яблоки. Первую ложку откладывали умершим, потом всем остальным членам семьи.
После того как семья встретила Первую кутью, начинались колядования. Хотя чаще всего колядовщики совершали обход на второй день Коляд или на щедрую кутью, в ночь с 13 на 14 января. Колядовщики ходили по деревне в вывернутой наизнанку одежде, олицетворяя собой души предков. Также они водили с собой «козу», которая в славянской мифологии символизировала солнце.
Коза приходила в каждый дом, здоровалась, потом падала на порог, как бы «умирая». Как только хозяева выносили колядовщикам подарки, животное вставало, то есть «рождалось» вновь. Это означало, что солнце переродилось, и начался Новый год. Далее колядовщики начинали петь песни - пожелания, которые были адресованы семье, хозяину, хозяйке и др.
Через неделю наступала Щедрая кутья, которая попадает как раз на ту разницу в календаре в тринадцать дней и празднуется в Старый Новый год.
Ведь Новый год нужно праздновать только за щедро накрытым столом, в новой одежде, в кругу своей семьи.
Перед Колядами традиционно забивали кабанчика. Голову животного смолили, обваривали и потом ставили в центр стола. Ррядом обязательно были блины. И трапеза начиналась с того, что блины разрезали крест-накрест.
Завершала праздник третья кутья. Она также была постная, «водяная». Сейчас она попадает на Крещение с 18 на 19 января.
Елка вверх ногами
Трудно представить, но когда-то зеленую красавицу ставили… вниз макушкой.
Сегодня невозможно представить Новый год без наряженной елочки.
Этот обычай появился довольно давно (в ХVI веке) в Западной Европе. Позже и Россия стала праздновать Новый год с елкой. До Беларуси эта традиция дошла лишь в начале ХХ века. Но уже в 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, надеясь таким образом отделить государство от церкви и закрыться от влияния капитализма.С этого момента новогодняя елка «ушла в подполье». Только в 1935 году елку реабилитировали.
Что же касается украшения елки, то дерево сначала наделяли особой магической силой, поклонялись ему. Поэтому украшение елки было своеобразным обрядом жертвоприношения, задабривания. Позже елку стали наряжать бумажными игрушками, глиняными свистульками и т.д. Шарики появились гораздо позднее.
… До конца 60-х годов мало кто из белорусов ставил дома елку. Это были тяжелые послевоенные годы, людям было не до елки.Вообще, по словам культуролога, в деревенских домах новогодняя елка была редкостью.
Наряжать дома пушистых красавиц было модно в городах. Только потом с появлением первых телевизоров, зеленая красавица на Новый год стала популярным и массовым явлением.
Суженый, ряженый …
Коляды — самое благодатное время для тех, кому не терпится заглянуть в будущее. Издревле в это время наши предки уделяли большое внимание различным обрядам, ритуалам, так как с их помощью
надеялись обеспечить в новом году мир и достаток своей семье.
Особенный интерес к гаданиям проявляли незамужние девушки. Им хотелось заглянуть в свое будущее и предопределить свою судьбу. Считалось, что праздничные дни являются периодом «безвременья», т.е. разрывом в обычном течении времени, поэтому и пользовались этим своеобразным каналом считывания судьбоносной информации.
Гадали, в основном, в святые вечера: с 24 на 25 декабря, в новогоднюю ночь, с 6 на 7, с 13 на 14 января, также 19 января вечером, на Крещение.
Девчата выбегали во двор обхватывали забор и считали колышки: если чет – быть в паре. Также девушки выпекали оладьи, клали их на порог (еще одна контактная зона с миром предков). Потом звали голодную собаку. И чью оладку собака съест первой, значит, та девушка выйдет замуж раньше всех.
Для того, чтобы увидеть будущего мужа, девушка садилась в темноте между двумя зеркалами, зажигала свечи и начинала вглядываться в отражение, надеясь увидеть своего жениха.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть