Андрей (Андрон) Кончаловский родился в самый темный год советской истории – 1937-й - в семье, как теперь принято говорить, советской творческой элиты. Его отец Сергей Михалков писал патриотические стихи и был удостоен чести сочинить, а потом вносить коррективы в текст советского, а после российского гимна: гимн менялся в зависимости от политической обстановки, а автор оставался в фаворе у власти. Мать будущего актера и режиссера, Наталья Кончаловская, была дочерью известного художника Петра Кончаловского, который, несмотря на то, что слегка сторонился общепринятого в СССР соцреализма, был востребован и выставлялся. В зрелые годы Андрон Сергеевич написал книгу, навеянную тем, что довелось ему видеть в семье и вокруг нее в детстве и ранней юности: «Ближний круг. Взгляд изнутри на советскую жизнь под властью Сталина». Мемуары увидели свет в 1991 году, когда рухнул Союз. Младший брат Андрея, Никита Михалков, тоже стал актером и режиссером: пока старший покорял Голливуд, младший завоевывал родные кинематографические просторы.
Поначалу Андрону прочили музыкальную карьеру: ЦМШ при консерватории, потом музыкальное училище при ней же, в 1957-1959 гг. – уже собственно консерватория, класс фортепиано. После консерватории Андрон пошел во ВГИК, учился у Михаила Ромма на режиссерском факультете, который окончил в 1965 г., в разгар «оттепели». О том, что именно кино было его истинным призванием, говорит тот факт, что уже в студенческие годы за фильм «Мальчик и голубь» Андрей Кончаловский получил главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества (1962 г.). В том же году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Иваново детство», сценарий которого написал вместе с Андреем Тарковским. Фильм получил венецианского «Золотого льва».
В 1965 году вышла дипломная картина Андрона Кончаловского – «Первый учитель» по Айтматову; главную роль Алтынай сыграла балерина Наталья Аринбасарова, будущая вторая жена режиссера и мать его сына Егора. Вообще, богатая личная жизнь Андрея Сергеевича (среди его супруг были две балерины – Аринбасарова и Ирина Кандат, французская ученая Вивиан Годе и теледиктор Ирина Мартынова) дала не только почву для сплетен досужих любителей обсудить романы звезд, но и материал для мемуаров Кончаловского «Низкие истины», «Возвышающий обман» и «Низкие истины семь лет спустя». Всего у Кончаловского пять дочерей и два сына от четырех жен и одной из возлюбленных – актрисы Ирины Бразговки.
Позже, в 1966 г., Кончаловский и Тарковский стали соавторами сценария «Страстей по Андрею» («Андрей Рублев»), за который были удостоены Приза ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале (1969 г.). В том же 1966 г. была снята «Ася Клячина» - фильм вышел на широкий экран только спустя 22 года. Экранизациям русской классики было легче найти путь на широкий экран. В 1969 г. Кончаловский снял «Дворянское гнездо», в 1970 г. – «Дядю Ваню» с Сергеем Бондарчуком в роли Астрова и Смоктуновским в роли Войницкого. За «Дядю Ваню» режиссер получил «Серебряную раковину» на фестивале в Сан-Себастьяне.
Другая тема, которая имела шанс быть благожелательно принята власть предержащими, – Великая Отечественная война – вдохновила Кончаловского на «Романс о влюбленных» (1974 г.), увенчанный Гран-при фестиваля в Карловых Варах.
За «Сибириаду» в 1979 году режиссеру снова дали каннскую награду – на сей разспецприз жюри. В 1980 г. невольный баловень советской власти получил от государства звание народного артиста РСФСР - и почти сразу же уехал работать в Голливуд, где снял целую серию классических фильмов. Среди них - «Любовники Марии» («Maria's Lovers», 1984 г.) с Настасьей Кински в главной роли девушки, разрывающейся между несколькими равно прекрасными поклонниками:
«Поезд-беглец» («Runaway Train», 1985 г.) про современных разбойников – заключенных, сбегающих из тюрьмы на Аляске:
трагикомедия «Гомер и Эдди» («Homer and Eddie», 1989 г.) - бенефис комического дуэта Джеймса Белуши и Вупи Голдберг:
и, наконец, «Танго и Кэш» («Tango & Cash», 1989 г.) – признанный блокбастер, полицейский боевик с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях:
С концом СССР началась новая, российская история советско-голливудского режиссера. В 1991 г. он снял фильм по своей книге «Ближний круг», спустя три года – трагикомическое продолжение «Аси Клячиной» - «Курочку Рябу» (1994 г.). Трагикомедиями были и другие, более поздние его картины на постсоветскую тему – «Дом дураков» (2002 г., Гран-при Венецианского кинофестиваля) про сумасшедший дом на переднем крае чеченской войны и «Глянец» (2007 г.) - про красивую столичную жизнь.
В главных ролях сыграла пятая супруга Кончаловского, актриса Юлия Высоцкая, мать его сына Петра и дочери Марии. Впрочем, на Западе Кончаловского не забыли: в 1997 году он попробовал себя в полномасштабном телепроекте. Результат - сериал «Одиссея» («The Odyssey») с Армандом Ассанте и Джеральдиной Чаплин - стал самым дорогим на тот момент сериалом и получил «Эмми».
В 2003 г. Кончаловский снял исторический фильм «Лев зимой» («The Lion in Winter») по пьесе Джеймса Голдмэна, а позже стал сопродюсером «Последнего воскресения» - картины о Льве Толстом, удостоенного нескольких «Золотых глобусов» и номинации на «Оскар». Кроме кинематографических, Андрон Кончаловский удостоен множества других наград и званий: он офицер ордена Искусств и литературы Франции, кавалер Ордена Почетного легиона, Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.
Вероника Гудкова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть