3521

Лицедейство и любовь. «Единственная запись» Галины Улановой

№ 25 от 16 июня 2015 года 16/06/2015

Обыкновенная богиня

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Отец, Сергей Николаевич Уланов, - артист и режиссер балета Мариинского театра. Мать, Мария Федоровна Романова, - артистка балета, а с 1917-го - еще и педагог Петроградского хореографического училища. Однако девочка с детства невзлюбила профессию балерины, видя, как трудно дается это искусство родителям. Она мечтала стать моряком. Ей больше нравилось купаться и плавать на лодке, играть с мальчишками в индейцев и лазать по деревьям.

И все же в девятилетнем возрасте Галя начала учиться балету у своей матери, которая к тому времени оставила сцену и работала преподавателем классического танца.

В феврале 1935 года Уланова впервые выступила на сцене Большого театра - ленинградцы приехали в Москву на гастроли. Она танцевала в «Лебедином озере». Успех восходящей звезды у столичной публики был невероятный. В конце 1930-х годов при участии самого автора шли репетиции балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», где Галина танцевала партию Джульетты. 11 января 1940 года на сцене Ленинградского театра им. Кирова состоялась первая в СССР постановка этого спектакля, в котором Уланова создала один из самых пленительных женских образов мирового театра. Композитор был настолько восхищен примой, что взялся сочинять балет «Золушка» специально для великой танцовщицы. Галина пользовалась успехом и у других знаменитых мужчин. Не отличаясь броской внешностью, на сцене она превращалась в богиню. Алексей Толстой без тени иронии так и определил ее - «обыкновенная богиня».

В театре она познакомилась с Юрием Александровичем Завадским, который был старше ее на 16 лет. Впрочем, сверстники в то время ее не интересовали.

Памятнейший из всех

Этот выдающийся режиссер, блистательный актер, замечательный педагог - одна из ключевых фигур отечественного театра XX столетия - в молодости считался самым привлекательным мужчиной Москвы. «Отец красив до умопомрачения», - писал о нем его сын от первого брака с В. П. Марецкой.

Юрий Александрович родился 13 июля 1894 года в дворянской семье, учился в Московском университете, очень любил театр. В 1915-м он поступил в студию Е. Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером.

Мало кто знает, что первые шаги в искусстве Юрия Александровича, его удивительный облик восхитили и вдохновили Марину Цветаеву:

Всем пророкочет голос мой крылатый -

О том, что жили на земле когда-то

Вы - столь забывчивый, сколь незабвенный...

Они познакомились в октябре 1918 года в театральной студии Вахтангова. Марину Ивановну привел сюда поэт и режиссер Павел Антокольский. Завадский сразу поразил Цветаеву своим высоким ростом и статью, элегантностью, золотыми кудрями с падавшей на лоб седой прядью, огромными синими глазами, в которых Марина увидела «что-то ангельское...» Конечно, она безумно увлеклась ярким молодым актером, и - полились стихи...

Ваш нежный рот -

сплошное целованье...

Любовь ли это - или любованье,

Пера причуда - иль первопричина,

Томленье ли по ангельскому чину -

Иль чуточку притворства -

по призванью...

Марина Цветаева страстно любила Юрия Завадского и назвала его «памятнейшим из всех». Ему посвящены циклы стихов поэтессы «Братья» (1918, вместе с П. Антокольским), «Комедьянт» (1918-1919), стихотворения «Beau tenebreux» (1918), «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день...» (1918). Под именем «Юра 3.» он выведен в «Повести о Сонечке» (1937).

О своем возлюбленном Цветаева вспоминала так:

Рот как мед, в очах доверье,

Но уже взлетает бровь,

Не любовь, а лицемерье,

Лицедейство - не любовь.

С «лицедеем» Завадским Галина Уланова и пошла в загс. «Я официально ни за кем замужем не была. Были отношения, но единственная была запись - с Юрием Александровичем», - говорила в интервью звезда балета. Во время Великой Отечественной войны Уланова оказалась в эвакуации в Казахстане, а Завадский - в другом городе.

После войны переезд Улановой в Москву, в труппу Большого театра, был предопределен политикой партии в области искусства. Лучшим режиссерам, певцам и балеринам полагалось служить на этой сцене, так как посещение Большого театра входило в протокол визитов на высшем уровне.

«Я коренная ленинградка и никогда бы в Москву не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК было по этому вопросу. Пришлось перевозить мебель родителей и мамины подушечки-думочки», - вспоминала знаменитая артистка.

vaschuk-03
Юрий Завадский был готов прилететь на выступление Улановой даже из другого города.

Разные сюжеты

Брак Завадского и Улановой фактически распался в самом конце 1940-х годов, после чего у каждого появились свои «сюжеты». Они жили по разным адресам, но формально оставались мужем и женой до самой кончины великого режиссера, который любил Галину Сергеевну до последнего вздоха.

Борис Поюровский рассказывал: «Наша последняя встреча состоялась летом 1976 года. Ю. А., как все мы называли Завадского, был тяжело, неизлечимо болен, но не любил говорить об этом. Напротив, держался мужественно, делился планами, интересовался новыми пьесами, спектаклями. Дела у нас никакого не было. Мы говорили о том, о другом. Затем перешли в кухню, где Ю. А. стал проводить ревизию холодильника и готовить ужин. Вдруг звонит телефон.

- Да, да, конечно! Нет, нет! Сейчас же буду!

На моих глазах буквально за минуту Завадский преобразился:

- Борис, вы не рассердитесь? Мы договорим в другой раз. А сейчас я должен срочно ехать к Галине Сергеевне.

С этой минуты он не ходил, но порхал по комнатам: подбирал сорочку, костюм, носки, туфли. Затем аккуратно сложил в целлофановый пакет все, что прежде достал из холодильника для ужина. На ходу небрежно взглянул на себя в зеркало и вышел на улицу, где на удивление быстро остановил такси и счастливый, как юноша, умчался к Ней. Таким красивым, элегантным, по-юношески взволнованным предстоящим свиданием я его и запомнил навсегда.

Еще раньше, даже будучи на гастролях в других городах, Завадский улетал в Москву на спектакли с участием жены. Он готовился к ним с такой тщательностью, будто был ее партнером, а не зрителем. Возвращаясь, Юрий Александрович с упоением каждый раз рассказывал, каким особенно удачным оказалось вчерашнее представление с Галиной Сергеевной в главной роли».

В 1956 году Большой театр давал гастроли в Лондоне, где легендарную Уланову впервые увидели зарубежные ценители балета. И никакое признание в СССР не шло в сравнение с тем, какой прием устроили Галине Сергеевне ее зарубежные коллеги и поклонники. Ей рукоплескали Вена, Париж, Рим, Лондон, она покорила Америку... И, конечно, не переставала покорять мужчин.

Главный режиссер и основатель Театра им. Ленинского комсомола Иван Николаевич Берсенев был старше ее на 21 год, что, как и в предыдущем союзе с Завадским, не играло особой роли. С Иваном Николаевичем Галина Сергеевна прожила до самой его смерти. На панихиде по Берсеневу у гроба стояли две женщины: законная жена - актриса Софья Гиацинтова и великая балерина Галина Уланова.

В конце своей карьеры знаменитая прима сблизилась с народным артистом СССР, главным художником Большого театра Вадимом Рындиным.

Расставаясь со своими возлюбленными, она всегда сохраняла с ними хорошие отношения.

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно