Но необычные истории гаража, его машин и, естественно, их непростых пассажиров собрали авторы выходящей ограниченным тиражом уникальной книги «Гараж особого назначения. Автомобили и политики». Ещё интереснее, что несколько десятков таких авто, вплоть до современного президентского лимузина, Федеральная служба охраны разрешит даже потрогать. Хоть и под присмотром. У ФСО будет свой зал в рамках выставки раритетных машин «Олдтаймер Галерея». Она откроется к выходным в московском «Крокус Экспо».
Ввиду особых соображений
Днём рождения в Гараже особого назначения считают 1 января 1921 г. Накануне, 31 декабря 1920 г., Совнарком распорядился «ввиду особых соображений» выделить 5 машин, обслуживающих семью Ленина (французские «Тюрка-Мери», «Рено» и британский «Роллс-Ройс»), из автобазы Совнаркома в «особый гараж». Его главой стал личный шофёр Ильича Степан Гиль. В распоряжении большевиков были автомобили из собственного гаража Его Императорского Величества Николая II и машины, которые после Февральской революции 1917 г. начали конфисковывать у богатых граждан бывшей империи ещё по распоряжению Временного правительства. Автомобили часто ломались, а покрышки, и так имевшие небольшой ресурс, от езды по плохим московским дорогам истирались и лопались. В архивах ГОНа есть забавный документ: во время поездки в Архангельское застрявший в снегу автомобиль особого гаража выручили крестьяне. За помощь им пришлось заплатить пять рублей. Между тем в мемуарах С. Гиль писал, что Ленин был очень требователен к пунктуальности, но, когда авто останавливалось в пути из-за прокола камеры или какой-либо порчи в моторе, «Владимир Ильич выходил из машины и говорил: «Давайте помогу». Кстати, дважды ленинские машины... угоняли. В Питере в 1918 г. «Тюрка-Мери» увели прямо от главного подъезда в Смольном. Как выяснилось, ворами были сотрудники пожарной охраны Смольного, они хотели перепродать машину в Финляндии. В Москве бандиты, вытащив на снег водителя, охранника, самого Ленина, в котором не признали вождя мирового пролетариата, и его сестру, отобрали машину. Авто быстро нашли и на этот раз, а бандитов поймали и расстреляли.
В конце 30-х - начале 40-х гг. сталинским лимузином был «Паккард». Сопровождающая вождя охрана ездила на «Фордах». Забавно, что «Кадиллак» тогда называли «Кадилляком». В гараже в то время было много американских и европейских машин. Во время войны бойцов начали учить стрельбе на ходу, на самих машинах закрашивали хромированные детали, чтобы не привлекать внимания авиации противника, а зимой некоторые перекрашивали в белый цвет. В 1942 г. после информации о возможном применении немцами химического оружия в некоторых машинах появились комплекты химзащиты.
На выходе из Большого театра Иосифа Сталина ждёт автомобиль. На этот раз «Роллс-Ройс». |
Бронированный «Мерс» Гитлера
Нападения, стрельба по машинам охраняемых лиц случались и до Сталина, и при Сталине. Так, 6 ноября 1942 г. террорист-одиночка прямо на Красной площади обстрелял машину члена Государственного комитета обороны Анастаса Микояна. В 1944 г. в руки Смерша попала немецкая диверсионная группа, десантированная под Смоленском. Задачей было покушение на лидеров Советского государства. В арсенале группы были пистолеты с отравленными пулями и портативный гранатомёт «Панцер-
кнаке» с бронебойнозажигательными снарядами для стрельбы по правительственным машинам. Становилось понятно, что для особо охраняемых персон нужен бронированный автомобиль.
В середине 1945 г. на Заводе им. Сталина (ЗИС, сегодня - Московский завод им. Лихачёва, ЗИЛ) закончилась разработка первой советской представительской машины - ЗИС-110. Вскоре была выпущена первая партия - около полусотни автомобилей, некоторые были впервые оборудованы рациями для связи во время движения. Первой бронированной машиной стал ЗИС-115. На него поставили двигатель в 162 лошадиные силы, при весе почти 5 тонн он мог развивать скорость около 100 км/ч. Контрольный расход топлива составлял 27,5 л на 100 км. Известно, например, что одна из машин попала в Кабульский исторический музей. В России такая машина есть в Музее техники Вадима Задорожного. Она, кстати, будет представлена на нынешней выставке. Когда для ремонта с этого ЗИСа снимали внутреннюю обшивку, на некоторых бронелистах толщиной 6,3 мм были видны следы стендовых испытаний - небольшие углубления от пуль. Но о том, что машина бронированная, можно узнать, только приглядевшись: толщина боковых окон - 75,5 мм, причём они опускаются. Правда, поднять многокилограммовое стекло назад можно только с помощью специального гидравлического домкрата, которым оборудованы двери.
Небезынтересный факт: 8 июня 1946 г. министр государственной безопасности СССР Виктор Абакумов доложил Иосифу Сталину, что в главном управлении Смерша есть трофейная машина - бронированный «Мерседес», подаренный Гитлером своему союзнику румынскому диктатору Антонеску. Абакумов предложил использовать машину в кремлёвском гараже. Сталин ответом министра не удостоил. Известно, что в ГОНе автомобилей, принадлежавших руководителям фашистской Германии или их союзникам, так и не появилось.
Тем временем с 1946 г. в Гараж особого назначения начали приходить не только ЗИСы, но и «Победа» (ГАЗ-20). Однако основной парк машин, половину которых по-прежнему составляли «иномарки», был сильно изношен.
В апреле 1954 г. советские автомобили ЗИС-110 впервые оказались на Западе. В Женеве тогда проходило совещание представителей великих держав, делегацию от нашей страны возглавил министр иностранных дел В. Молотов. Машины, судя по воспоминаниям участников тех событий, у простой публики вызвали громадный интерес. В Москву докладывали: «Наши автомашины в Женеве привлекали большое внимание. Толпы народа собирались у «Метрополя», гладили их руками, тыкали пальцами, чем вызывали возмущение наших водителей...» Во второй половине 50-х гг. в Гараж особого назначения начали поступать первые ГАЗ-21 «Волга» и ещё более роскошные лимузины в открытом и закрытом исполнении - ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111. В последнем передние сиденья были отделены от салона перегородкой на электрическом приводе, в салоне были дополнительные раскладные сиденья. При мощности двигателя в 300 л. с. машина развивала скорость 190 км/час. Для встречи почётных гостей использовались ЗИЛ-110Б и ЗИЛ-111В с открытым верхом.
Чтобы народ лучше разглядел своего героя - первого в мире космонавта Юрия Гагарина, - в ГОНе ему предоставили для передвижения открытый лимузин. |
Генсекам и таксистам
В августе 1959 г. на заседании Президиума ЦК КПСС приняли решение: «…разрешить Комитету государственной безопасности при СМ СССР приобрести два автомобиля ЗИЛ-111 и 28 автомобилей «Чайка» для обслуживания членов Президиума ЦК КПСС и кандидатов в члены Президиума, а также зарубежных гостей…» Но ещё интереснее другая часть бумаги: «все организации, получающие автомобили ЗИЛ-111 и «Чайка», обязаны сдавать соответствующее количество автомобилей ЗИЛ-110 для использования в народном хозяйстве в качестве маршрутных такси, санитарных машин и других аналогичных целей».
Между тем в 1959 г. должно было состояться знаменательное событие - визит Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в США, а позже - ответный визит президента Дуайта Эйзенхауэра в СССР. Предполагалось, что автомобили будет предоставлять принимающая сторона. КГБ попросил у ЦК выделить в распоряжение особого гаража два новых ЗИЛ-111. Визит советского лидера в США прошёл в сентябре 1959 г. А вот ответный визит Эйзенхауэра не состоялся из-за инцидента со сбитым над СССР американским самолётом-разведчиком У-2.
Зато в 1961 г. именно на ЗИЛ-111 водители Гаража особого назначения встретили первого космонавта планеты Юрия Гагарина в аэропорту «Внуково» и доставили его в сопровождении Почётного эскорта в Московский Кремль. Позже Гагарину для поездок по городам предоставляли в том числе открытый ЗИС-110.
В 1964 г. главный пост в стране занял Леонид Брежнев, известный своей страстью к машинам. Хороший автомобиль стал привычным подарком в адрес советского лидера от глав других государств. Тем временем в 1967 г. в гараж поступили первые представительские автомобили высшего класса ЗИЛ-114. В них устанавливался кондиционер.
Именно ЗИЛ (модификация 111Г), впервые со времён перестрелки на Красной площади, в 1969 г. попал под пули, причём уже в самом Кремле, возле Боровицких ворот. Пули предназначались Брежневу, но одетый в милицейскую форму Виктор Ильин не знал, что автомобиля Брежнева в колонне нет, и с двух рук из пистолетов расстрелял машину с космонавтами, которых и встречали в тот день. Один водитель ГОНа погиб, ещё один - мотоциклист кортежа - был ранен, больше никто, по счастливой случайности, не пострадал. Мода на открытые лимузины, чрезвычайно востребованные в 50-60-х гг., начала сходить на нет после убийства в такой машине американского президента Дж. Кеннеди. После стрельбы в Кремле перед инженерами ЗИЛа поставили задачу - сделать новый бронированный автомобиль высшего класса защиты.
Проверка брони на прочность на полигоне. |
«Чайка» летела слишком быстро
В 70-80-е гг. в ГОН начали приходить автомобили ЗИЛ-115, ЗИЛ-117, ГАЗ-14 «Чайка». На «Чайке» 4 октября 1980 г. в последнюю для себя поездку отправился 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров. В кортеже было две машины ГАИ, но на 38-м километре трассы Минск - Москва около райцентра Смолевичи это не спасло от катастрофы. Навстречу кортежу двигались грузовики МАЗ и ГАЗ. Расследованием занималось, естественно, КГБ. Выяснилось, что нарушений действующих инструкций не было, но скорость кортежа оказалась слишком велика для этого участка: водитель ГАЗа, который вёз картошку, не успел сориентироваться. Все, кто находился в «Чайке» - Пётр Машеров, его пожилой водитель из гаража ЦК Компартии Белоруссии и охрана, - погибли. По итогам этой катастрофы председатель КГБ Юрий Андропов предложил ЦК КПСС изменить правила передвижения охраняемых лиц - провести реконструкцию основных трасс, ограничить скорость спецмашин в городах до 90 км/ч, а на шоссейных дорогах - до 110 км/ч. Предложение приняли. Учитывая опыт, для водителей ГОНа разработали курсы по обучению специальному вождению - в экстремальных условиях, на заснеженной или мокрой дороге, с использованием нестандартных технических приёмов управления автомобилем. Начальник ГОНа - в то время Борис Клён - поставил задачу: «Автомобиль Гаража особого назначения не должен быть участником ДТП». Эти слова стали правилом ГОНа, которое действует и сейчас.
Одна из дополнительных сложностей в вождении особых автомобилей - их вес. В середине 80-х завод им. Лихачёва выпустил машину высшего класса бронирования. Кузов ЗИЛ-41052 впервые в истории легкового автомобилестроения представлял собой цельную бронекапсулу из спецстали толщиной 9 мм. В любой части машины корпус и стёкла выдерживали попадание пули из «Калашникова» и карабина. В обычно самых уязвимых местах машины - на крыше и под бензобаком - на специальном полигоне взрывали даже ручные гранаты. Броня выдержала. Машина до сих пор используется для обслуживания охраняемых лиц, поэтому её точные технические характеристики не разглашаются. Но известно, что весит она около 5 тонн и развивает скорость 190 км/ч. По нынешним временам - немного. В 1994 г., как обычно, «на самом верху» приняли решение сделать основной представительской машиной бронированный лимузин «Мерседес». Последний бронированный ЗИЛ был выпущен в 2003 г.
«Мерседес» с президентским штандартом в Царском дворике в Кремле. |
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Сергея ДЕВЯТОВА, доктора исторических наук, официального представителя ФСО РФ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть