А если знать, как на них воздействовать, можно манипулировать человеком
«Вот как вы делаете выбор в магазине между двумя видами газировки? Или как определяете, на какой фильм пойти?» - спрашивает меня Василий КЛЮЧАРЁВ. Когда-то он защищал кандидатскую под руководством академика Н. Бехтеревой, а сейчас работает в швейцарском Университете Базеля и участвует в сетевом российском проекте «Биотехнологии в нейронауках».
Я говорю ему что-то про «нравится - не нравится», влияние рекламы и отзывы друзей. «Да, на наше поведение и выбор влияет целый комплекс причин - окружающая обстановка, общественное мнение, гены... Но если докопаться до сути, до самого начала цепочки, то всё упрётся в активность определённой группы нейронов. Они заставляют вас выбирать именно эту газировку и не дают возможности поступить иначе», - утверждает В. Ключарёв.
Он занимается исследованиями в области нейроэкономики - молодой науки, созданной на стыке психологии, экономики и биологии. Её задача - выяснить, как именно мы принимаем решения. И почему они зачастую неразумны и невыгодны для нас самих. Психологи давно задавались этим вопросом, но ответить на него не могли.
Под магнитом
Для экономики такое поведение - загадка. А нейробиологи просканировали мозг испытуемых и увидели: в данной ситуации активируется область, ответственная за боль, отвращение. Это очень сильная эмоциональная реакция. И она заставляет человека отказываться от выгоды, если он видит вопиющую несправедливость. Именно поэтому в «Игре в ультиматум» деньги обычно делили пополам.
Но учёные пошли ещё дальше. Используя магнитный стимулятор, они снижали активность области мозга, контролирующей реакцию на несправедливость. И тогда участники стали соглашаться принять маленькую сумму, хотя продолжали возмущаться несправедливостью дележа. Выходит, нашу реакцию на несправедливость можно подавлять при помощи приборов!
Другая серия опытов касалась так называемого феномена конформизма: почему мы принимаем мнение большинства, даже если видим, что оно неверное? Например, испытуемому предлагают оценить внешность девушек. Очевидно, что одна красивее другой, но, когда ему говорят, что большинство отдают предпочтение «дурнушке», он также меняет мнение о ней.
В. Ключарёв предположил: в ситуациях, когда мы оказываемся «белой вороной», мозг вырабатывает «сигнал ошибки» - и он меняет наше мнение, заставляет идти на поводу у толпы. И вновь учёные взялись за магнитный стимулятор. С его помощью подавили «сигнал ошибки», и участники эксперимента стали реже соглашаться с большинством.
Большой Брат?
Василий Ключарёв уверен: с точки зрения нейроэкономики все мы своеобразные роботы, марионетки.
- Эта наука в некотором смысле пытается создать Франкенштейна, состоящего из нейронных популяций, которые управляют нашими решениями, - улыбается он. - Уже сейчас нейробиологи могут многое. Например, просканировать область мозга, отвечающую за самоконтроль, и предсказать, будет человек придерживаться диеты или нет. Можно узнать, склонен ли он к кооперации. Или к риску. Но впереди невероятные возможности. Был проведён такой эксперимент. Синтезируется ген, способный вырабатывать белок, чувствительный к определённой длине волны света. Ген помещают в вирус, им заражают мозг мыши. Этот белок встраивается в структуру мозга, и теперь при включении «синей лампы» вы манипулируете поведением мыши. В перспективе станет возможным активировать разные области мозга животных, используя разное освещение.
Тут начинается самое интересное. Раз учёные уже заставляют человека соглашаться с несправедливостью и манипулируют животными с помощью света, может, не за горами то время, когда появятся методы более радикального воздействия?
Представим: пришли на митинг оппозиции тысячи людей. С соседнего здания на них направляют некий генератор электромагнитных волн, и через полчаса все расходятся по домам. Люди, почесав в затылках, забывают, зачем они вообще приходили на этот проспект Сахарова.
- Сегодня такое невозможно, - утверждает В. Ключарёв. - Тому есть несколько причин. Прежде всего техническая: магнитная катушка должна быть приложена непосредственно к голове. Во-вторых, практическая: эффекты различаются в каждом индивидуальном случае. И третье: мы показали это влияние в лабораторных условиях. Но не факт, что эффект сохранится в более реалистичной ситуации. Однако основные исследования впереди, тема только начала разрабатываться. По-настоящему тонко манипулировать и вызывать желательное поведение научатся только через столетия.
Кстати, в США разрабатывают армейские шлемы со встроенным магнитным стимулятором. Возможно, новое устройство будет способно лишать солдата каких-либо эмоций и превратит его в «машину смерти». Правда, Василий Ключарёв скептически относится к подобным разработкам: непонятно, как эта технология будет работать в полевых условиях. И вообще исследования нейробиологов направлены в первую очередь на мирные цели - научиться понимать психику человека, помогать больным людям. Ну а Франкенштейн… Это всего лишь образ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть