667

«Женщина — тоже человек!» Как эксперимент 1920-х гг. усилил и спас страну

Женщины на праздновании XII годовщины Октября. Орехово-Зуево, Московская область, 7 ноября 1929 года.
Женщины на праздновании XII годовщины Октября. Орехово-Зуево, Московская область, 7 ноября 1929 года. РИА Новости

95 лет назад, 15 марта 1927 г., Академия наук СССР приняла решение о создании Музея изучения женщины.

В развлекательных околоисторических публикациях это событие обычно сопровождается «смешным» комментарием. Дескать, сотрудницам музея постоянно задавали вопрос: «Почему музей изучения женщины, а не мужчины?» На что молодые барышни-учёные, порядком уставшие от бесконечных объяснений, в итоге стали отвечать: «А что мужчин изучать? Примитив, он и в Африке примитив!»

Побасенка бойкая, но она не учитывает один факт — в «Списке научных учреждений, состоящих при Академии наук СССР», от 13 марта 1928 г. такой музей не значится. Нет, можно, конечно, предположить, что за неполный год успели не только принять решение о создании музея, но и реализовать его. То есть укомплектовать штатом сотрудников, снабдить фондами, выделить помещение, сформировать экспозицию, разработать экскурсионные программы, успеть устать от надоедливых мужских вопросов... А потом внезапно закрыть проект, в который вбухано столько сил и средств.

Предположить можно. А вот с внятными и подробными данными о том, что это был за музей, какие экспонаты там хранились и выставлялись, кто в нём работал, и кто его возглавлял, возникает проблема. Даже Наталья Пушкарёва, основоположница исторической феминологии и гендерной истории в отечественной науке, в своих работах упоминает музей вскользь: «Это было необычное и в некотором смысле экстравагантное начинание. Выставлялись ли в нём какие-либо достижения ученых-россиянок — сказать трудно».

Судя по всему, это была чистой воды импровизация, которая не оставила сколько-нибудь заметных следов. Но импровизация характерная. Чётко отвечающая запросам времени, запросам власти и запросам общества. Очень быстро инициатива ленинградцев — а Академия наук до 1934 г. располагалась именно там — была подхвачена Москвой.

С 1922 г. в Новодевичьем монастыре работал Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов. В 1928 г. его как «не соответствующий духу времени» расформировали. В 1930 г. там открылся Музей раскрепощения женщины. 1320 экспонатов. Три раздела экспозиции: «Труд и быт женщины», «Религия и женщина», «Октябрь и женщина». Тематика, само собой, идеологически выверенная: «Внешнепоказная святость монастыря как яд, одурманивающий верующего, в частности женщину», «Экономическая причина вступления в монастырь бедной части женского населения», «Учение религии о женщине как о низшем и не чистом существе»...

Это было уже кое-что. Музей существовал, принимал посетителей и вызывал нешуточный общественный резонанс. Другое дело, что резонанс этот был не тот, что предполагали изначально. Московская пресса того времени внимательно следила за жизнью музея. И, конечно, от журналистов не ускользнули ни кадровая чехарда — а за пару лет в музее сменилось шесть (!) заведующих — ни научный уровень экспозиции. Который был вполне достоин пера Ильфа и Петрова — в заметке газеты «Вечерняя Москва» от 5 февраля 1932 г. издевательски прошлись по интерпретации экспонатов, отметив, в частности, такой перл: «Кости неизвестного животного, возможно, осла, на котором ездил Христос».

Словом, свою задачу по «вовлечению женского населения в производственный и общественный процесс» музей выполнял кое-как, что и привело к логичному финалу — в 1934 г. он был превращён в филиал Исторического музея.

Но проблема-то никуда не делась. Более того — год от года она становилась всё актуальнее. И лихорадка «создать музей, закрыть музей» — всего лишь незначительный эпизод грандиозного эксперимента молодого Советского государства. Причём эксперимента в общем и целом удачного.

Эксперимент был запущен по инициативе основателя этого самого государства, Владимира Ленина, который был уверен: «Мы не можем осуществлять пролетарскую диктатуру без миллионов женщин, мы не можем без них вести коммунистическое строительство. Мы должны искать к ним дорогу, должны многое изучить, многое перепробовать, чтобы найти её». Так что метания по поводу музеев — тот самый «поиск дороги». Но главное всё же в другом — Ленин не уставал повторять заветное: «Не привлекая женщин к общественной службе, к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме».

Над Лениным и его стилем управления принято посмеиваться. Зря — в данном случае он был абсолютно прав. И остаётся прав до сих пор. Если вынести за скобки идеологическую составляющую, то его мысль будет звучать весьма современно: «Любой значимый проект в масштабах государства без активного участия женщин обречён».

Сейчас это очевидно. Но в те времена пришлось разработать и привести в движение огромный административный механизм, с помощью которого осуществлялась затея «Кремлёвского мечтателя». Впрочем, почему «мечтателя»? От этого проекта за версту веет хладнокровным прагматизмом.

Делай раз. Понимая, что лояльность покупается либо заслуживается, Советское правительство в первые же месяцы своего существования принимает ряд законов, уравнивающих права мужчин и женщин. А также обеспечивающих женщинам невероятную по тем временам социальную поддержку — тут и оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребёнком, и запрет на женский труд в ночное время, и много чего ещё.

Делай два. У финансистов в ходу циничная профессиональная поговорка: «Деньги на бумаге — это только бумага». То же самое можно сказать и о законах. Чтобы они исполнялись как следует, нужна не только крепкая власть, но и контролирующие органы. А поскольку все ценные кадры после Революции брошены на Гражданскую войну и восстановление хозяйства, то пусть-ка этим делом займутся сами женщины.

Делай три. В 1919 г. при ЦК и местных комитетах партии создаются женотделы — особые органы, задачей которых было «воспитание женщин в духе социализма и привлечение их к хозяйственному строительству и государственному управлению путём агитации и пропаганды». Однако, помимо цели «научить кухарку управлять государством», женотделы занимаются кое-чем ещё.

Александра Коллонтай, с 1920 г. заступившая на пост Завженотделом при ЦК РКП(б), отмечала: «Задача женотделов — совместно с производственными органами обдумать и набросать план использования женских сил в области организации быта и защиты прав, не перегружая при этом работницу работой сверх положенных часов и гарантируя ей и так минимальный досуг».

Делать четыре приходилось уже самим женщинам. На практике это выглядело так. Стандартный женотдел состоял из заведующего, инструктора и секретаря. Казалось бы — много ли с такими силами проконтролируешь? Разве что агитацию провести, да что в ней толку?

На самом деле агитация — это не «смешные» плакаты на тему: «Женщина — она тоже человек». Агитация — это когда женотдел собирает работниц предприятия и буквально на пальцах разъясняет, что к чему: «Бабы, у нас теперь новые законы, и вам по ним положено столько, что закачаешься! Надо только уметь всё это взять. А потому не робейте, идите во власть — вон, в местные Советы, например, и защищайте свои права! В случае чего обращайтесь к нам. А ещё выберите среди себя делегаток, которые посмелее. Мы их подтянем по грамотности, дадим полномочия, и они уж вас в обиду не дадут!»

Если кто думает, что тут-то всё и устаканилось, то это большая ошибка. Работа в женотделе, а тем более работа делегатки, была очень опасным занятием. Потому что вслед за агитацией шёл реальный контроль, выглядевший, например, так: «В Брянском Губженотделе имеются сведения, что продукты в магазинах Потребкоммуны, где выделяются пайки беременным и кормящим, выдаются по личному усмотрению заведующих. Требуется послать делегаток для наблюдения за выдачей». Или так: «Ввиду недобросовестности служащих столовой в раздаче обедов, установить в течение четырёх дней дежурство делегаток». Кроме того, делегатки наблюдали за распределением продуктов и медикаментов в детских садах, яслях и школах, за ликвидацией безграмотности, за исполнением права женщин избирать и быть избранными в Советы... Короче, «везде совали свой нос», требуя положенного и настаивая на исполнении законов. Такое не прощается. За делегатками охотились, их избивали, насиловали и даже убивали. Но система оказалась на удивление живучей и эффективной — женщины действительно пробудились и почувствовали, что могут многое.

Даже слишком многое. По сути, это была параллельная властная структура. И товарищ Сталин, имевший свой взгляд на то, как должно выглядеть государство, в 1929 г. ликвидировал женотделы, заявив, что женский вопрос в СССР решён. Однако женские делегатские собрания на местах и на производстве никуда не делись. Женсоветы по-прежнему занимались просветительством, контролировали создание школ и детских садов, словом, вели работу по защите прав женщин и детей. Но под эгидой партии. И никакого ущемления — низший и средний уровень партийных органов и Советов был укомплектован женщинами так, что иные мужчины в шутку жаловались: «Как во времена Екатерины живём, сплошное бабье царство!»

А отдалённые последствия грандиозного эксперимента 1920-х гг. по вовлечению женщин во власть и управление хозяйством проявились во время Великой Отечественной. Мы привыкли слышать, что основные тяготы работы в тылу легли на плечи женщин, и прежде всего представляем себе работницу на снарядном заводе или колхозницу в поле. Но женщины в те годы ещё и реально «держали» страну. Когда почти все мужчины ушли на фронт, структура власти не посыпалась в том числе и благодаря усилиям бывших делегаток, которые к 1941 г. имели солидный опыт контроля и управления.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно