Как ни странно, но и в реальности далеко не всем актёрам, сыгравшим когда-то вождей, жилось после этого счастливо.
Ильич и предатель
По воспоминаниям современников, Владимир Ильич Ленин очень не любил, когда кто-то изображал его на сцене или снимал в кино, был довольно мнителен на этот счёт, поэтому самые известные фильмы с Лениным увидели свет только после его смерти.
Когда Сергей Эйзенштейн снимал фильм «Октябрь», возникла проблема - Надежда Крупская категорически отказывалась утверждать на роль своего покойного супруга профессиональных актёров.
Она желала, чтобы Ильича исполнил настоящий пролетарий, а не какой-то «интеллигентишка». В конце концов, в Новороссийске нашёлся механик буксира Василий Никандров. Он был настолько похож на Ленина, что во время съёмок обходился практически без грима.
После выхода на экраны «Октября» Никандрова не раз приглашали и в театр, и в кино на одну и ту же роль - Ильича.
Больше всех ролей Ленина в нашем кинематографе сыграл актёр Малого театра Юрий Каюров. Как рассказывал сам Каюров, за происходящим на площадке внимательно следили «консультанты». Во время съёмок картины «Ленин в Париже» кто-то из них потребовал убрать совершенно невинную сцену, в которой Ленин сидел на скамейке рядом с Инессой Арманд. Цензоры попросили режиссёра снять Инессу Арманд вместе с рабочим Трофимовым и как бы намекнуть, что у неё был роман именно с ним, а вовсе не с Лениным.
Актёру Михаилу Ульянову тоже не раз доставалась роль Ленина и на сцене, и в кино. Но однажды руководство Театра Вахтангова получило выговор от министра культуры Екатерины Фурцевой за то, что отдало Ульянову роль вождя.
Спектакль «Человек с ружьём», в котором Ленин должен был быть сыгран идеологически правильно и безукоризненно, планировалось отправить на гастроли за рубеж. Перед премьерой в театр заглянула Фурцева. Узнав, кто назначен на главную роль, она громко кричала, грозя кулаком: «Какое право он имеет играть Ленина, после того как сыграл предателя в «Тишине»?!» Но руководству Вахтанговского театра всё же удалось отстоять Михаила Ульянова.
Мятый Cталин
Иосиф Сталин впервые появился на экранах в страшном 1937-м в картине «Ленин в Октябре». Говорят, что Сталину фильм не понравился, потому что он там был второстепенным персонажем и находился у Ленина «на побегушках».
А в 1938-м на экраны вышла лента «Великое зарево», где Сталин уже выступал на первом плане. Вождя народов сыграл Михаил Геловани. Сталин был доволен. Актёр так хорошо вошёл в образ, что с тех пор его постоянно приглашали на эту роль. Говорят, Сталин сам давал указания взять Геловани. Актёр получил четыре Сталинские премии, перед ним открывались любые двери. Но блага сыпались на него до определённого момента.
Сам Геловани был лишён чести видеть Сталина, поэтому он периодически просил режиссёра Михаила Чиаурели взять его с собой на «посиделки» к вождю. Чиаурели же не раз разыгрывал Геловани: звонил актёру и сообщал, что Сталин готов с ним встретиться, но только в одном из лучших ресторанов Москвы. Геловани звонил в ресторан, заказывал столик, оплачивал закуску, но в назначенный час перед ним появлялся только Чиаурели с голодными друзьями.
Однажды, когда Чиаурели снова позвонил, Геловани заявил, что теперь он ждёт и Чиаурели, и Сталина у себя дома. После чего актёр немножко выпил и прямо в костюме вождя народов прилёг на диван. А через несколько минут в дверь позвонили, и человек в форме предложил препроводить его в автомобиль. Геловани, не успев переодеться, предстал перед очами Сталина в помятом мундире и немного навеселе. Говорят, что с этого момента карьера Геловани покатилась вниз.
Никита Сергеевич Хрущёв, несмотря на свою харизматичность, не так популярен у наших киношников, как Ленин и Сталин. Самым заметным фильмом с участием «кукурузного короля» стала картина «Серые волки» - о том, как Брежнев «подсидел» Хрущёва, роль которого в ней исполнил Ролан Быков. Консультировал сценаристов на этой картине сын Никиты Сергеевича Сергей. Говорят, что после выхода фильма он был очень рассержен на Быкова за то, что тот выставил его отца пьяницей.
Виктор Сухоруков появлялся на экране и в кепке Ленина, и в очках Берии, и в мешковатом костюме Хрущёва.«Мне все мои персонажи нравились, - говорит Виктор Сухоруков. - Да, в кино в разные эпохи их играли по-разному: кто-то бездарно, кто-то конъюнктурно, кто-то талантливо. Кто-то за образ вождя получал презенты вплоть до квартиры, а кто-то - по башке. Да, режиссёры часто пытаются подстроиться под конъюнктуру или веяние времени. А я считаю так: если вы берётесь показывать великого человека (а все вожди всё равно великие, они исторические личности, иначе про них не снимали бы кино), то ёрничать, шутить над ними - это пошло, легкомысленно и очень сиюминутно».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть