Рабы, которых называли челядью, трудились в домах и на полях хозяев и жили либо в постройках прямо на поле, либо в отдельных домах рядом с крестьянскими жилищами. За свой труд они ежемесячно получали месячину - норму продовольствия для себя и своей семьи. Сельскохозяйственные рабы, жившие по отдельности в домах, имели небольшие участки земли для ведения своего хозяйства. Челядь считалась имуществом хозяина. Единственным его обязательством по закону было кормить их во время голода. Если же он выгонял рабов в голодные времена со своих угодий, а им удавалось выжить, тогда бывшая челядь становилась свободными людьми. Большим количеством рабов владели в основном вельможи, которым они были нужны для обработки земель. Дворяне могли иметь немного рабов, главным образом в качестве домашних слуг. Землю дворян обрабатывали крестьяне арендаторы.
Согласно первому Статуту ВКЛ 1529 года человек становился рабом в четырех случаях: если родился в семье рабов, если был захвачен в плен, если сочетался с рабом браком, вместо казни за преступление. Третий Статут 1588 г. сократил этот перечень и постановил, что обратить в рабство можно только военнопленных. При этом дети пленников рабами уже не считались и должны были быть расселены на земле. Рабы, расселенные на земле и привязанные к ней, получали статус отчичей – то есть наследственных крепостных. С принятием третьего Статута число рабов в Великом княжестве Литовском резко сократилось, но, как пишут историки, на практике полностью искоренено рабствоне было до начала XVII века.
Документально
Из Статута ВКЛ 1529 г. (раздел XI):
Еврей, татарин не должен держать в неволе христиан.
Если бы кто-нибудь продал в рабство своего сына или свободного человека.
Также постановляем: если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство свободного человека, или своего сына, или самого себя, то такой договор не должен иметь силы, и, когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным. А если бы кто-нибудь из-за голода или за хлеб продал или отдал кому-нибудь своего невольника, то такой невольник должен принадлежать тому вечно.
Если бы кто-нибудь во время голода прогнал свою челядь.
Также постановляем: если бы кто-нибудь во время голода прогнал со двора свою несвободную челядь, не желая ее содержать, а челядинцы во время голода прокормились бы сами, то они уже не должны быть невольниками, а становятся свободными. А поступать следует таким образом: если пан прогонит челядинцев, то они должны сообщить поветовому враднику, или городскому бурмистру, или мещанам, что пан прогнал их; а те, кому они сообщат, должны известить того пана, чья челядь. И если бы он действительно прогнал челядинцев, не желая их кормить, то они уже вечно должны быть свободными.

Продолжая традиции. Кодекс Беларуси о культуре продолжает традиции устава ВКЛ
Почему в Беларуси до сих пор нет музея ВКЛ?
Как в Беларуси борются с рабством?
В Интернете появились 3D-модели замков ВКЛ
С приветом из Африки. В XVII веке у ВКЛ были заморские колонии
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть