Рабы, которых называли челядью, трудились в домах и на полях хозяев и жили либо в постройках прямо на поле, либо в отдельных домах рядом с крестьянскими жилищами. За свой труд они ежемесячно получали месячину - норму продовольствия для себя и своей семьи. Сельскохозяйственные рабы, жившие по отдельности в домах, имели небольшие участки земли для ведения своего хозяйства. Челядь считалась имуществом хозяина. Единственным его обязательством по закону было кормить их во время голода. Если же он выгонял рабов в голодные времена со своих угодий, а им удавалось выжить, тогда бывшая челядь становилась свободными людьми. Большим количеством рабов владели в основном вельможи, которым они были нужны для обработки земель. Дворяне могли иметь немного рабов, главным образом в качестве домашних слуг. Землю дворян обрабатывали крестьяне арендаторы.
Согласно первому Статуту ВКЛ 1529 года человек становился рабом в четырех случаях: если родился в семье рабов, если был захвачен в плен, если сочетался с рабом браком, вместо казни за преступление. Третий Статут 1588 г. сократил этот перечень и постановил, что обратить в рабство можно только военнопленных. При этом дети пленников рабами уже не считались и должны были быть расселены на земле. Рабы, расселенные на земле и привязанные к ней, получали статус отчичей – то есть наследственных крепостных. С принятием третьего Статута число рабов в Великом княжестве Литовском резко сократилось, но, как пишут историки, на практике полностью искоренено рабствоне было до начала XVII века.
Документально
Из Статута ВКЛ 1529 г. (раздел XI):
Еврей, татарин не должен держать в неволе христиан.
Если бы кто-нибудь продал в рабство своего сына или свободного человека.
Также постановляем: если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство свободного человека, или своего сына, или самого себя, то такой договор не должен иметь силы, и, когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным. А если бы кто-нибудь из-за голода или за хлеб продал или отдал кому-нибудь своего невольника, то такой невольник должен принадлежать тому вечно.
Если бы кто-нибудь во время голода прогнал свою челядь.
Также постановляем: если бы кто-нибудь во время голода прогнал со двора свою несвободную челядь, не желая ее содержать, а челядинцы во время голода прокормились бы сами, то они уже не должны быть невольниками, а становятся свободными. А поступать следует таким образом: если пан прогонит челядинцев, то они должны сообщить поветовому враднику, или городскому бурмистру, или мещанам, что пан прогнал их; а те, кому они сообщат, должны известить того пана, чья челядь. И если бы он действительно прогнал челядинцев, не желая их кормить, то они уже вечно должны быть свободными.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть