В мире есть масса фирм, названия которых на слуху у каждого, если он, конечно, не живёт отшельником в лесу подобно Агафье Лыковой. Истории громких брендов, как правило, уходят корнями в далёкое прошлое, и в нём можно отыскать много любопытных фактов об основателях компаний и той деятельности, с которой они начинали восхождение на вершину делового Олимпа.
Рассказываем о том, чем занимались всемирно известные бизнес-гиганты на заре своего существования.
Nokia: бумага и резина
История бренда, который прославился мобильными телефонами, начиналась в середине XIX века, когда даже ещё не был получен патент и на обычный телефон. В 1865 году финский инженер Фредрик Идестам построил на берегу реки Нокия фабрику для выпуска древесной массы. Спрос на бумагу и картон тогда был огромным — в городах открывалось много офисов, и вскоре на месте фабрики-мельницы вырос целлюлозно-бумажный комбинат. Бизнес был успешным.
В ХХ веке Nokia объединилась с двумя фирмами, занимавшимися производством резиновых изделий и кабелей. Обновлённая компания выпускала в том числе и галоши (в дальнейшем из этого подразделения вырос производитель шин Nokian), вырабатывала электроэнергию и по-прежнему делала бумагу. Со временем к её продукции добавились охотничьи ружья, пластик, химические материалы и бытовая техника. Был в ассортименте даже противогаз для нужд финской армии.
А в 1960 году в компании открылся отдел по электронике.
Toyota: ткацкие станки
Выросший в бедной японской деревне Сакичи Тойода всё детство наблюдал за тяжёлым трудом матери, которая была ткачихой. Став взрослым, Сакичи изобрёл ткацкий станок с ручным приводом, имевший довольно необычную конструкцию. А в 1924 году придумал автоматический станок, который сам останавливался, если в работе возникал сбой. Это изобретение и стало основой бизнеса семьи Тойода.
Производство станков наладили в 1926 году. Они работали на высокой скорости, благодаря чему производительность работы значительно увеличилась. Качество изделий тоже становилось лучше. В 1929 году патент на автоматический ткацкий станок продали британской компании, а вырученную сумму вложили в развитие автомобильного производства. Сын Сакичи Тойода даже съездил в Европу и США, чтобы присмотреться к чужому опыту.
Впрочем, швейные машины под знаменитым автомобильным брендом по-прежнему выпускаются.
Sony: рисоварка и электроподушка
Компания Sony основана в 1946 году двумя японскими физиками. Один из них, электротехник Масару Ибука, придумал электрическое устройство для варки риса: в Токио было много электроэнергии, и ему хотелось изобрести полезный прибор, работающий от сети. Выглядел этот прибор как деревянное ведёрко с нагревательным элементом на дне.
Увы, затея не увенчалась успехом. Крупа либо оставалась недоваренной, либо, наоборот, превращалась в переваренное месиво. К тому же рисоварка часто ломалась, что вызывало нарекания покупателей.
Тогда производство перепрофилировали. Ибука и его компаньон Акио Морита наладили выпуск электрогрелок, а чуть позже — подушек с подогревом. Такая продукция японцам приглянулась. Продажи пошли в гору, тем более что приближалась зима. Количество заказов возросло. Их становилось так много, что наволочки для электроподушек приходилось шить членам семей разработчиков. Правда, вскоре начали поступать жалобы и на эти устройства: простыни не выдерживали высокой температуры нагревателя, и он прожигал их. Возникала угроза пожара, и электроподушки сняли с производства.
В 1950 году основатели фирмы взялись за производство магнитофонов. С этого момента они определились с дальнейшим направлением бизнеса.
Samsung: мука, лапша и рыба
Трудно в это поверить, но высокотехнологичный гигант вырос из небольшого продовольственного магазина, торговавшего рисовой мукой и лапшой. Поначалу это вообще был склад-мельница, открытый корейским предпринимателем Ли Бён Чхолем. В 1930-е такой бизнес не требовал слишком больших денежных затрат. С другой стороны, Корея в те годы находилась под управлением Японии, и для страны и её экономики это были не лучшие времена.
Тем не менее предприниматель смог расширить ассортимент и даже наладить каналы экспорта. Он отправлял в Китай и Маньчжурию не только муку и лапшу, но рис, сахар, сушёную рыбу. Почувствовав, что дела идут в гору, Ли Бён Чхоль зарегистрировал торговую марку Samsung Trading Company. Слово Samsung по-корейски означает «три звезды», а англоязычные слова в названии были адресованы потенциальным американским партнёрам: Ли намеревался проникнуть и на их рынок. А когда во время Второй мировой войны на Корейский полуостров высадились войска США, под брендом Samsung выпускались рисовая водка и пиво: американским солдатам требовался алкоголь.
Корейская война положила конец торговому бизнесу Ли Бён Чхоля, и ему даже пришлось отсидеть в тюрьме. По её окончании в стране начались экономические реформы, и предприниматель оказался в числе тех счастливчиков, кому были предоставлены правительственные кредиты и государственные заказы. В 1969 году Samsung стал выпускать чёрно-белые телевизоры.
IKEA: спички и бижутерия
Основатель знаменитой торговой сети по продаже мебели и товаров для дома занялся бизнесом… в возрасте 5 лет. Ингвар Кампрад купил спички в Стокгольме по оптовой цене, а в своей родной деревне продал их соседям в розницу. Позже у него появился велосипед, и мальчик расширил территорию своих продаж. Он закупал у оптовиков те же спички, карандаши, шариковые ручки, открытки, кошельки, рамки для фотографий, часы, чулки и бижутерию, развозя весь этот товар по окрестным деревням.
В 1943-м Ингвару исполнилось 17 лет, и отец подарил ему деньги в качестве награды за хорошую учёбу. Эту сумму юный швед использовал как стартовый капитал для создания собственной компании — ИКЕА. Теперь он не колесил по дорогам на велике, а наладил торговлю по каталогу - товары отправлялись почтой. Через пару лет к спичкам и бижутерии добавилась мебель. С 1953 года она стала основным товаром компании, а в 1958-м в Швеции открылся первый магазин ИКЕА.
LG: зубной порошок
В первой половине ХХ века значительная часть населения Юго-Восточной Азии чистила зубы солью. В 1947 году корейский предприниматель Ку Ин Хве зарегистрировал в Сеуле небольшую фирму по производству зубного порошка и крема для лица. Продавались они хорошо.
Ассортимент расширялся, и фирма (тогда она называлась Lak Hui Chemical Industries) взялась выпускать первую зубную пасту. Она была хитом продаж. Паста называлась Lucky, и вскоре этим словом в Корее стали называть любую зубную пасту.
Постепенно бизнесмен расширял линейку бытовой химии, завоёвывая рынки в Европе и США. Полученные финансовые средства Ку Ин Хве инвестировал в разработку и производство транзисторных радиоприёмников — они продавались под торговой маркой Goldstar.
В 1995 году бренды Lucky и Goldstar были объединены. Так появилось новое название — LG.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть