Ровно 300 лет назад, 5 апреля 1722 года, экипаж главного корабля экспедиции, которой руководил голландский путешественник Якоб Роггевен, заметил на горизонте землю. Это был остров Рапа-нуи — так называли его местные жители, которых на этом клочке суши посреди Тихого океана (до побережья ближайшего материка — 3514 километров) насчитывалось от двух до трёх тысяч человек.
В тот день, когда европейцы обнаружили остров, было Пасхальное воскресенье, и Роггевен, как часто делали в то время мореплаватели, назвал открытую им землю в честь религиозного праздника. И сейчас мы её знаем как остров Пасхи.
В моаи заключена сила предков
Из записок Якоба Роггевена следует, что он был сильно удивлён, увидев на острове необычные статуи огромных размеров. Понять его можно: аборигены выглядели дикарями, у них не было ни колёс, ни тяглового скота — как они могли изготовить и установить гигантские скульптуры? Вес некоторых превышал 10 тонн, а высота доходила до 12 метров.
На гавайском языке эти изваяния называются «моаи» (слово так и переводится — «статуя, истукан»). На момент открытия острова на постаментах вдоль побережья стояло около 200 фигур. Ещё не менее 700 в разной степени готовности находились в карьерах и на дорогах, ведущих к побережью. Но кто и зачем их изготовил?
Когда на острове Пасхи высадились первые научные экспедиции (было это уже в XX веке), туземцы взялись рассказывать учёным легенды о предках, которые обладали магической силой и благодаря ей смогли воздвигнуть статуи. Аборигены верили, что в моаи заключена эта самая сила предков, и именно от истуканов зависят урожаи, погода и благополучие в целом. Кроме того, местные жители уверяли, что когда-то давно гигантские изваяния были способны самостоятельно ходить.
Выслушав предания, учёные предположили, что в древности на острове Пасхи обитала цивилизация с развитой социальной структурой и сложными религиозными культами. А потом по каким-то причинам исчезла, оставив после себя каменных великанов. Была и другая версия: моаи изготовили и установили переселенцы из Полинезии, приплывшие на остров в XI веке.
В 1950-е годы на остров Пасхи наведался знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал. В ходе экспедиции он провёл серию экспериментов по высеканию и перетаскиванию статуй, а также пообщался с местными жителями. В итоге исследователь, как он утверждает, раскрыл тайну изготовления, перемещения и установки моаи. Выяснилось, что этим ремеслом владело одно из двух обитавших на острове племён, держа в неведении другое.
А они действительно «ходили»
Вымирающим племенем острова Пасхи были «длинноухие». Откуда такое название? Эти туземцы, как и перуанские индейцы (от которых они, возможно, произошли), имели привычку удлинять мочки ушей тяжёлыми украшениями. Но они составляли меньшинство, основным населением было племя «короткоухих».
Туру Хейердалу удалось выяснить, что на протяжении нескольких веков (статуи создавались в период между 1250 и 1500 годами) первое племя сохраняло втайне от второго секрет их изготовления. Владевшие технологией аборигены обучали этому ремеслу своих детей даже тогда, когда никто на острове уже не устанавливал моаи. К ним, потомкам «длинноухих», и обратился норвежский исследователь с просьбой воспроизвести все этапы изготовления истуканов. Они вытесали изваяния из вулканического туфа, волоком переместили их с помощью брёвен и канатов, а затем установили вертикально, используя приспособления из камней и брёвен, выступавших в роли рычагов.
«Мы увидели, что с водой и каменными рубилами можно высечь статуи прямо в горной толще — было бы только время, — писал позже Тур Хейердал. — У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции».
Племя «короткоухих», как уже сказано, веками оставалось в неведении и лишь наблюдало со стороны, как по острову «ходили» (видимо, на каком-то этапе их кантовали, перемещая вертикально) каменные великаны, а затем останавливались на побережье. Так и возникли мистические суеверия, наделявшие моаи сверхъестественными силами и довольно долго вводившие в заблуждение европейцев, которые прибывали на остров.
Однако оставался без ответа другой вопрос: для чего их делали?
На страже плодородия
Версии выдвигались разные. Очевидно, статуи выполняли некую культовую роль. Например, есть гипотеза, что их воздвигали в память о предках, вождях племён и других важных особ.
В 2019 году интересное исследование опубликовала международная группа археологов из Новой Зеландии, США и Чили. Они изучили две статуи, находящиеся в каменоломнях потухшего вулкана Рано-Рараку в центральной части острова. Подавляющее большинство истуканов Пасхи было высечено из туфа именно этого вулкана. Проанализировав грунт в его окрестностях, учёные пришли к выводу, что это самая плодородная почва на острове. В ней очень высокий уровень содержания кальция и фосфора, которые важны для роста растений и хорошего урожая. Там же были найдены следы сельскохозяйственного культивирования: в этой местности когда-то выращивали бананы, батат, бумажную шелковицу.
Плодородию земли, по мнению учёных, способствовало её постоянное насыщение частицами пород из каменоломен вулкана. Они предположили, что богатую микроэлементами почву даже отправляли в другие части острова, чтобы и там можно было возделывать ценные сельхозкультуры. А каменные истуканы, считают исследователи, должны были сохранять плодородие этих земель. Иначе говоря, им отводилась роль стражников.
Гипотеза объясняет, почему много статуй в вертикальном положении было оставлено в каменоломне вулкана Рано-Рараку, а не отправлено на побережье. «Они не ждали транспортировки из карьера, как было принято считать раньше. Они продолжали там находиться, чтобы обеспечить священный характер самой каменоломни и защищать местную природу, способствуя сельхозпроизводству и высоким урожаям, — поделилась своими соображениями руководитель исследования, научный сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джоанна Ван Тилбург. — Моаи являлись центральными фигурами в идее плодородия, и, по мнению местных жителей, их присутствие стимулировало сельскохозяйственное производство продуктов питания».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть