1052

Самый дорогой артист. 35 лет назад ушел из жизни Аркадий Райкин

"Аргументы и факты" в Беларуси № 50. Майя такое и не снилось 13/12/2022
Бесстрашно много лет служил самому опасному жанру.
Бесстрашно много лет служил самому опасному жанру. www.globallookpress.com

Мастер сатиры

Он был легендой своего времени, за удивительный талант перевоплощения его называли королём смеха, советским Чарли Чаплином, великим мастером сатиры. В своих монологах артист чаще всего обличал распространённые пороки общества: чинопочитание, взяточничество, бюрократизм, алкоголизм, невежество.

...Детство своё он вспоминал с удовольствием - дружная семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама - домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде - у родных, в «коммуналке» с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное - с 6 лет (к слову, с 1917-го) в его жизни появился театр. Хотя сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей - клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики - это ж, как говорится, две большие разницы. Сам Аркадий Исаакович позже объяснял: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, - тоже в известной степени врачевание».

ФАКТ
С 1957 года Райкин стал выезжать за границу. В 1959 году после успешных гастролей в Праге был создан фильм «Человек с тысячью лиц». Названием подчёркивалась уникальная способность Райкина к перевоплощению.

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной - убитого купчика. А уже посещая школьный драмкружок (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), Райкин понял, что больше его привлекает эстрада «с сатирическим уклоном».

С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: активно снимался в кино, стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

С «ВЕРХУШКОЙ» НЕ СЛОЖИЛОСЬ

Он выбрал стезю артиста эстрады и бесстрашно много лет и при разной власти служил такому острому, особо опасному жанру, как сатира. Не все его за это любили - с ленинградской «верхушкой» у Райкина «не сложилось». И единственный раз в жизни на вопрос обожавшего его Брежнева о том, чего бы он хотел (между прочим, Райкин никогда не пародировал вождей), попросился в Москву. Он переехал сам и перевез туда же свой театр. Больше никогда своими личными связями с генсеком Аркадий Исаакович не пользовался.

Единственная любовь

Райкин был порядочным человеком во всем - семейные, любовные отношения не были исключением. Он на всю жизнь сохранил любовь к одной женщине - своей супруге, так и оставшейся, кажется, для него той, из юности, девочкой в красном берете. Увидев её в первый раз со сцены (а сидела она аж в 15-м ряду!), он поразился, что из макушки берета вместо хвостика беретного торчал хвостик иссиня-чёрных волос: «Я ещё не знал, что девочку зовут Рома». Руфь - её «взрослое» имя, но родители ждали мальчика Романа и стали звать дочь Ромой. Для мужа, всех близких и друзей она так и осталась Ромой. Во второй раз он увидел девочку через полтора года на Невском, но не решился подойти, хотя всегда имел успех у женского пола. И ещё дня через три - уже в театральном институте, в очереди в столовой. Она заговорила первой. Он пригласил её в кино, где, понятно, весь сеанс смотрел вовсе не на экран. И - снова пригласил её, теперь уже замуж. Через пару дней она согласилась. Родители с обеих сторон были в ужасе, но постепенно смирились с их браком. А он убедился уже в зрелые годы: «Если иногда мне кажется, что я могу назвать себя счастливым человеком, то прежде всего потому, что рядом со мной всегда была Рома».

Признание за рубежом

В 1965 году Райкина пригласили на открытие нового телеканала в Лондон. Говорят, за то, чтобы министр культуры Фурцева выпустила артиста в Англию, британцы предлагали стране большие деньги. В аэропорту Райкина встретили журналисты, которые спросили: «Сколько вы получаете за концерт в СССР?» Артист ответил: «Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь». На следующий день газеты вышли с заголовками: «Райкин – самый дорогой артист мира!»

Был в жизни Аркадия Райкина один ужин, который стоил ему дружбы со многими коллегами. Это была встреча с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре. Всё дело в том, что известные французы захотели встретиться именно с Райкиным, отказав многим другим советским звёздам. И этого Аркадию Райкину не простили – многие прекратили с ним общение.

…В последние годы жизни Райкин нуждался в особой заботе, и работавшие с ним люди старались создавать ему комфортную обстановку, оберегали от посторонних. Рассказывают, что, когда последний брежневский министр культуры Петр Демичев захотел в антракте спектакля зайти в гримёрку артиста, костюмер его не пустила, а на его заявление, что он министр, ответила: «Вас, министров, много, а Райкин один». Это чистая правда – он такой один. 

БЕЛОРУССКИЙ СЛЕД

Семья отца Аркадия Райкина (его родители Давид Абрамович, купеческий сын, и Эйдл Янкелевна) происходила из Полоцка, предки по материнской линии были потомственными рижанами. В книге «Воспоминания» Аркадий Исаакович поделился: «Дед по отцовской линии происходил из какого-то местечка, затерянного в лесах Беларуси, и до конца дней изъяснялся на невообразимой смеси идиш, белорусского, русского и немецкого... Дед держался обрядов с той чрезмерной и как бы демонстративной педантичностью, какая присуща людям, признающим над собой лишь закон формы, закон обряда. Его жизнеощущение в какой-то степени передалось моему отцу... По праздникам он ходил в синагогу, соблюдая обряд, но не так истово, как дед, и нас, детей, не неволил...»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно