Мастер сатиры
Он был легендой своего времени, за удивительный талант перевоплощения его называли королём смеха, советским Чарли Чаплином, великим мастером сатиры. В своих монологах артист чаще всего обличал распространённые пороки общества: чинопочитание, взяточничество, бюрократизм, алкоголизм, невежество.
...Детство своё он вспоминал с удовольствием - дружная семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама - домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде - у родных, в «коммуналке» с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное - с 6 лет (к слову, с 1917-го) в его жизни появился театр. Хотя сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей - клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики - это ж, как говорится, две большие разницы. Сам Аркадий Исаакович позже объяснял: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, - тоже в известной степени врачевание».
Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной - убитого купчика. А уже посещая школьный драмкружок (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), Райкин понял, что больше его привлекает эстрада «с сатирическим уклоном».
С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: активно снимался в кино, стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.
С «ВЕРХУШКОЙ» НЕ СЛОЖИЛОСЬ
Он выбрал стезю артиста эстрады и бесстрашно много лет и при разной власти служил такому острому, особо опасному жанру, как сатира. Не все его за это любили - с ленинградской «верхушкой» у Райкина «не сложилось». И единственный раз в жизни на вопрос обожавшего его Брежнева о том, чего бы он хотел (между прочим, Райкин никогда не пародировал вождей), попросился в Москву. Он переехал сам и перевез туда же свой театр. Больше никогда своими личными связями с генсеком Аркадий Исаакович не пользовался.
Единственная любовь
Райкин был порядочным человеком во всем - семейные, любовные отношения не были исключением. Он на всю жизнь сохранил любовь к одной женщине - своей супруге, так и оставшейся, кажется, для него той, из юности, девочкой в красном берете. Увидев её в первый раз со сцены (а сидела она аж в 15-м ряду!), он поразился, что из макушки берета вместо хвостика беретного торчал хвостик иссиня-чёрных волос: «Я ещё не знал, что девочку зовут Рома». Руфь - её «взрослое» имя, но родители ждали мальчика Романа и стали звать дочь Ромой. Для мужа, всех близких и друзей она так и осталась Ромой. Во второй раз он увидел девочку через полтора года на Невском, но не решился подойти, хотя всегда имел успех у женского пола. И ещё дня через три - уже в театральном институте, в очереди в столовой. Она заговорила первой. Он пригласил её в кино, где, понятно, весь сеанс смотрел вовсе не на экран. И - снова пригласил её, теперь уже замуж. Через пару дней она согласилась. Родители с обеих сторон были в ужасе, но постепенно смирились с их браком. А он убедился уже в зрелые годы: «Если иногда мне кажется, что я могу назвать себя счастливым человеком, то прежде всего потому, что рядом со мной всегда была Рома».
Признание за рубежом
В 1965 году Райкина пригласили на открытие нового телеканала в Лондон. Говорят, за то, чтобы министр культуры Фурцева выпустила артиста в Англию, британцы предлагали стране большие деньги. В аэропорту Райкина встретили журналисты, которые спросили: «Сколько вы получаете за концерт в СССР?» Артист ответил: «Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь». На следующий день газеты вышли с заголовками: «Райкин – самый дорогой артист мира!»
Был в жизни Аркадия Райкина один ужин, который стоил ему дружбы со многими коллегами. Это была встреча с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре. Всё дело в том, что известные французы захотели встретиться именно с Райкиным, отказав многим другим советским звёздам. И этого Аркадию Райкину не простили – многие прекратили с ним общение.
…В последние годы жизни Райкин нуждался в особой заботе, и работавшие с ним люди старались создавать ему комфортную обстановку, оберегали от посторонних. Рассказывают, что, когда последний брежневский министр культуры Петр Демичев захотел в антракте спектакля зайти в гримёрку артиста, костюмер его не пустила, а на его заявление, что он министр, ответила: «Вас, министров, много, а Райкин один». Это чистая правда – он такой один.
БЕЛОРУССКИЙ СЛЕД
Семья отца Аркадия Райкина (его родители Давид Абрамович, купеческий сын, и Эйдл Янкелевна) происходила из Полоцка, предки по материнской линии были потомственными рижанами. В книге «Воспоминания» Аркадий Исаакович поделился: «Дед по отцовской линии происходил из какого-то местечка, затерянного в лесах Беларуси, и до конца дней изъяснялся на невообразимой смеси идиш, белорусского, русского и немецкого... Дед держался обрядов с той чрезмерной и как бы демонстративной педантичностью, какая присуща людям, признающим над собой лишь закон формы, закон обряда. Его жизнеощущение в какой-то степени передалось моему отцу... По праздникам он ходил в синагогу, соблюдая обряд, но не так истово, как дед, и нас, детей, не неволил...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть